Холодное оружие и вооружение: ножи, мечи (sword), топоры и кинжалы


 
> 1 <

Автор Message

Svarog

[30] <|Speaker|>


В сети?

[59 сообщений]
Местонахождение: Russia Тольятти
Город: Тольятти
Возраст: 36

#26        
История Российского Холодного Оружия
До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном холодное украшенное оружие для царского двора, придворной и военной знати закупалось в крупнейших оружейных центрах Западной Европы: Золингене и Клингентале. Закупочные цены постоянно росли, из-за чего возникли экономические трудности, которые поставили Россию в зависимость от иностранцев. Александр 1 повелел сенату организовать свой отечественный центр по производству холодного и в том числе украшенного оружия. Для осуществления этой задачи как нельзя лучше подходил Уральский городок Златоуст, где имелась хорошая металлургическая база: на тот момент Златоустовский чугунолитейный и железоделательный завод выпускал высококачественный сортамент чугуна, железа и стали. Низкая себестоимость была обеспечена использованием труда крепостных и возможностью быстрой доставки продукции по густой сети окрестных судоходных рек.

Если шпага была преимущественно у пехоты, то основным видом холодного оружия полков тяжелой кавалерии - к ним относились драгуны и сформированные в России в 1731 г. кирасиры - является палаш. Это разновидность колюще-рубящего оружия с прямым, длинным и широким клинком.
Во второй половине XVIII века тесаки приходят на смену шпагам у рядовых солдат пехоты. Шпага остается на вооружении офицеров, кроме нее офицеры и унтер-офицеры имели различные виды древкового оружия западноевропейского типа: протазаны, алебарды и эспонтоны. В XVII веке эти образцы уже практически не имели прежнего боевого применения и играли лишь вспомогательную роль при построениях, а в сражениях могли служить ориентиром при равнении шеренг.

Для организации производства холодного украшенного оружия Царское правительство пригласило специалистов-оружейников высокого класса из известных в то время на весь мир оружейных центров Германии — Золингена и Клингенталя. Среди них были хорошие знатоки обработки стали: литья, ковки и полировки клинков, выделки ножен, изготовления эфесов и художественной отделки оружия.

Первыми художниками-оружейниками на Златоустовской оружейной фабрике были лучшие мастера Золингена — Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людовиг (сын) Шафы, приехавшие в Россию в декабре 1815 года. До 1817 они были единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на Златоустовской фабрике. Критики 19—20-х веков, исследовавшие развитие промысла, отмечают что Шафы обладали более искусством дизайна, нежели художественным. Они умело сочетали клинки с формой рукояти, оправы и ножны, но рисунок которым украшалось оружие был скован и сух и не воспринимался как единая цельная композиция.
Алебарды и эспонтоны, а также шпаги, сабли, палаши и тесаки в значительном количестве изготовляли на Тульском оружейном заводе. Так, за период с 1736 по 1756 гг. для русской армии было сделано более 150 тысяч единиц холодного оружия. Большую часть составляли шпаги. Особенно много оружия изготовляли во время войн.

В первой половине XIX века палаши, так же как и шпаги, начинают заменяться саблями. Эфес кавалерийской сабли образца 1827 года имеет еще две дополнительные дужки. Затем на смену этому оружию пришла драгунская сабля образца 1841 г. Гарда этой сабли состоит тол из одной крестовины, переходящей в переднюю защит) дужку.

Много общего с саблей имеет другой вид холоди оружия - шашка. Иногда эти два вида бывает довод трудно различить. Шашка также имеет изогнутый од лезвийный клинок, но ее эфес обычно состоит из од рукояти без гарды. Это оружие заимствовано у народов Кавказа сначала казаками, а позднее оно станови уставным оружием русской армии.

Златоустовские подмастерья немецких художников-оружейников быстро переняли мастерство изготовления гравюры и превзошли своих учителей и в технике исполнения и по разнообразию миниатюры. С 1818 года все оружие на фабрике украшали русские мастера, после того как с честью выдержали свой первый экзамен: В Петербург, в департамент Горных и соляных дел было отправлено девятнадцать клинков украшенных без всякой помощи со стороны Шафов. Эти изделия получили высочайшую оценку членов комиссии госприемки тех времен. Вскоре сами Шафы отметили, что на Златоустовской фабрике сложился свой стиль украшения клинков, не похожий на золингеновский. Через несколько лет они удалились из Златоуста, продолжив свой бизнес в Москве.

На привокзальной площади Златоуста установлен памятник Ивану Бушуеву — одному из первых, одному из лучших граверов оружейной фабрики. О жизни этого художника известно мало, даже дату смерти историки установили по последним работам, датированным 1833 годом. Но его дела навечно вписаны в историю развития промысла. Иван и Ефим Бушуевы вместе с группой подростков братьями Тележниковыми и Лепешковыми и Иваном Бояршиновым пришли к Шафам обучаться ремеслу. Прежде эти ребята обучались в заводской школе рисунку и живописи, а свои навыки они совершенствовали в заводской чертежне. Поэтому, в течение короткого времени, они подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на которую больше не взлетала Златоустовская гравюра на стали с середины 19 века до конца 20 — начала 21 столетия. Русские граверы усовершенствовали технологический процесс привезенный из Германии и мастерски им овладели. В отличие от Шафов, которые гравировали небольшую поверхность клинка, И. Бушуев стал использовать всю плоскость для нанесения сложной и насыщенной орнаментальной композиции. Позже Бушуев и его товарищи ввели в арсенал украшений сложные сюжетные композиции, миниатюры на темы русской истории. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами. Горожане назвали его Иванко-Крылатко за легкость и изящество украшения стальных изделий.

После каждого взлета бывают падения. Трудные времена не миновали и цех украшенного оружия. Прошли празднования юбилея отечественной войны и заказы на украшенное наградное оружие снизились. Производство сократилось до 40—50, а иногда до 10—20 штук в год. В 1834 году цех украшенного оружия закрыли, а мастеров перевели в другие цеха.
Заботу о граверах и художественном промысле взял на себя Павел Петрович Аносов (изобретатель булата и дамасской стали). В начале 1810-х он строил фабрику, потом был там директором, а позже — управляющим Златоустовским горным округом. Используя современную терминологию, П. П. Аносов — первый топ-менеджер Златоустовской оружейной фабрики. Он добивался общественных заказов на изготовление украшенного оружия, затем расширил ассортимент выпускаемой продукции с целью сохранения производства гравюры. При П. П. Аносове цех украшенного оружия стал выпускать предметы быта: столовые ножи и вилки, подносы и ларцы, подсвечники, шкатулки и тому подобное.


Мировую известность Златоустовская гравюра на стали получила в 1829 и последующие годы, став постоянным участником промышленных выставок. В конце 19 века появился новый метод нанесения рисунка на изделие — штамповка: изображение получали, делая оттиск печатью из мастики. В большом количестве появились низкопробные изделия, изготовленные этим методом. Так начался большой период упадка промысла. В начале 20 века художественная промышленность и некоторые народные промыслы были охвачены модерном, который оказал пагубное влияние на Златоустовских мастеров. Появились безделушки на потребу салонов. Искусственное придумывание каких-то особых сложных форм, превращало вещь в бессмыслицу. Творческий кризис вылился в очередное закрытие цеха украшенного оружия в 1909 году.

В 1919, в тяжелейших условиях, цех начал выпускать холодное оружие для Красной Армии. Отступавшие колчаковцы разорили фабрику. Оборудование вывезли в города Сибири. Художественные изделия из граверного цеха, обладавшие исторической ценностью, исчезли. В 1920 в Златоусте побывал М. И. Калинин. На митинге им была озвучена задача, поставленная Советским правительством: возродить искусство гравюры, максимально приблизить и ввести ее в быт народа.

Использовались материалы Майи Авдошиной

Это сообщение было отредактировано neyd (2006-04-19 01:18 GMT)
Я свободен словно птица в небесах
Я забыл что значит страх
Я свободен с диким ветром наравне
> 1 <