Холодное оружие и вооружение: ножи, мечи (sword), топоры и кинжалы


  • «Разрушительная энергия»

    Новости   2008-12-30 21:51 by news

    Мы предлагаем Вашему вниманию часть интервью, которое взяли корреспонденты сайта Мобильные новости у Александра Николаевича Кулинского, главного хранителя оружейных фондов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Речь в статье «Разрушительная энергия» идет о соответствии «киношного» оружия исторической реальности.
    Мы приводим интересный и познавательный рассказ А.Н. Кулинского о холодном оружии.

    «. . . Развенчание мифов – вещь, может, и неблагодарная, но довольно любопытная. Вы наверняка видели в каких-нибудь фильмах микрофон, вдруг на несколько секунд сползший в кадр. И сразу становится смешно, и все, что видишь на экране, даже самое страшное и драматическое, – не серьезно. Также веселятся и профессиональные оружейники и историки, когда видят «лажу», которой пытаются обмануть зрителя.
    Чтобы пустить вам «контрольный в голову», вот еще одна легенда: рыцари с двуручными мечами. На самом деле, это вещи абсолютно не совместимые. Двуручными мечами были оснащены специально обученные воины, которые могли выполнять две функции: либо охраняли военачальников или знаменосцев, либо пробивали каре. Через наконечники пятиметровых копий противника пробраться было практически невозможно, поэтому вперед пускали орлов с двуручными мечами, которые перерубали эти наконечники, а уже за ними устремлялась остальная масса воинов.
    Здесь, пожалуй, самое время поговорить ожолодном оружии. Оно – как вино: пока не попробуешь самого дорогого и хорошего, не поймешь тех, кто относится к нему с трепетом и уважением. Ведь кухонный нож и клинок из дамасской стали – вещи хоть и отдаленно родственные, но абсолютно полярные.
    Самое древнее оружие изготавливалось из камня, дерева и кости, и были эти несовершенные изделия одними из первых продуктов трудовой деятельности человека. Форма такого орудия была избирательна, да и функциональные достоинства себя не оправдывали. Хотя именно это примитивное оружие было основным устрашающим элементом в борьбе за сферу обитания между племенами. Со временем орудия стали принимать более конкретную форму, а их технические характеристики совершенствовались. Таким образом, к бронзовому веку люди получили универсальный предмет убийства.
    Чтобы хоть немного сориентировать вас в несметном количестве видов оружия, скажем, что условно его можно разделить на ударное, древковое и клинковое.
    Во времена доблестных рыцарей и тяжелых доспехов частенько использовали ударное, или, как его еще называют, ударно-раздробляющее оружие, ведь ударом молота или топора можно было, даже не пробив окончательно броню, нанести врагу тяжелейшую контузию и внутренние переломы. Средневековые воины колошматили друг друга насмерть, пока не отпала необходимость в тяжелой и довольно медленной бронированной кавалерии.
    Среди древкового оружия самыми популярными долгое время оставались копья, те самые, которые перерубались исключительно двуручными мечами. Пехотинцы же в бою чаще всего использовали алебарды – это очень эффективное многофункциональное древковое оружие, стальной боевой наконечник которого имел топор для рубящих ударов, длинное копьецо для уколов, а также крюк и шип, которыми можно было не только наносить удары, но и стащить закованного в броню рыцаря с коня. Так погиб 5 января 1477 года в битве при Нанси герцог Бургундии Карл Смелый: какой-то неизвестный вражеский пехотинец пробил ему шлем и раскроил череп.
    Но все эти типы оружия сошли с исторической арены довольно рано. Самым же долговечным оказалось клинковое, что связано в первую очередь с добычей и обработкой металла.
    Во II столетии до Рождества Христова с гималайских гор в Пенджаб пришли первые кузнецы, и в долине стало быстро развиваться железное дело, а оттуда распространилось через Индию в Сиам, Китай, Японию, Персию, Аравию и Финикию. Во времена Александра Македонского индийская сталь высоко ценилась и продавалась неотделанной. Самым же знаменитым городом в истории оружия был Дамаск, чьи легендарные мастера делали клинки из булата – особой разновидности твердой стали, обладающей большой упругостью и вязкостью. Важный признак, который отличает булат от обычной стали, – это узор, получаемый металлом во время ковки. Лучший дамасский клинок должен обладать следующими свойствами: узор крупный, коленчатый или сетчатый, белого цвета, отчетливо выделяющийся на черном грунте (по цвету, или грунту, металла различают три сорта булата: серый, бурый и белый), отлив золотистый, а звук – долгий и чистый.
    В древней Японии изготовление мечей считалось священным таинством. Жену, как существо нечистое, изгоняли из дома. Сам кузнец постился: не ел мяса и не пил саке, несколько дней отдыхал и, наконец, надев праздничные одежды и помолившись в храме, раздувал горн. Для устрашения злых духов в кузнице подвешивались талисман в виде пучка соломы и полоски бумаги. Молитвами мастер уговаривал пять стихий – огонь, воду, дерево, металл и землю – помочь ему отковать меч. Полоса специального коричневого железа «кэра», прошедшая длительный путь предварительных операций, в раскаленном виде покрывалась смесью глины и золы, сгибалась пополам и тщательно проковывалась. Этот процесс повторялся много раз, пока полоса превращалась в тот самый знаменитый клинок, состоящий из 16 миллионов слоев металла и носящий удивительное название «Душа самурая». Ковка меча могла длиться месяцами, но при завершении всего процесса лезвие обладало совершенно исключительными качествами.
    Вообще, говорить о Японии, ни разу там не побывав, довольно сложно. Все наши знания о Стране восходящего солнца взяты из переводной литературы, причем, скорее всего, написанной американцами или европейцами, а не потомками самураев. Япония – это совершенно особый мир. Взять хотя бы тот факт, что это единственная страна в мире, где есть советник министра культуры по холодному оружию. В этом есть некое противоречие, поскольку коллекционирование оружия в Японии запрещено. И в то же время большое внимание уделяется поиску по всему миру «национальных реликвий» – японских мечей. Более того, они помогают музеям других стран в атрибуции (то бишь в установлении авторства, времени и места создания меча), и не то чтобы помогают, а чуть ли не навязывают ее со своей каменной япо-нской вежливостью.
    Но это и не удивительно: в древней Японии к знаменитым самурайским мечам «нихонто» относились как к предмету, наделенному божественной силой, и ради его спасения, если это требовалось, могли пойти на смерть. Каждый клинок, создаваемый известным мастером, был достоянием нации. От прошлых веков в истории Японии остался чудесный рассказ, показывающий истинное отношение японцев к своему оружию: хозяин осажденного правительственными войсками замка, понимая, что спасения нет, написал своему врагу письмо с просьбой отложить осаду на один день и дать возможность передать ему уникальную коллекцию древних мечей. Штурм замка приостановили, осажденные бережно спустили с крепостных стен свертки с бесценными мечами, а хозяин замка, феодал-полководец Акэти Мицухидэ, сделал себе харакири своим любимым мечом.
    Многие церемонии этого древнего народа кажутся дикими для европейцев, некоторые же привлекают своей экзотичностью. Наряду со знаменитой чайной церемонией, столь полюбившейся во многих странах, в Японии существовала еще одна не менее значительная церемония – «любование мечом». Восхищение гостя мечом хозяина дома было большой честью. Сама процедура осмотра меча носила тщательно регламентированный характер. По правилам этикета для показа или передачи меча на хранение отдавать его можно было только рукоятью к себе. Если оружие демонстрировали, но не хотели давать в чужие руки, то клинок вынимали из ножен не полностью, и обязательно не спеша. Обнажение всего клинка хозяином могло восприниматься как враждебное поведение по отношению к гостю. Трогать руками оружие строго воспрещалось, гостю разрешалось его детально изучить и с разрешения хозяина вынуть из ножен. По этикету гость должен был сам брать клинок, но только шелковым платком или листом рисовой бумаги.
    Такое почтение к оружию свойственно не только японцам. Есть люди, которых можно выделить в особый клан, если хотите – расу «хранителей древности», чье непреодолимое желание обладать каким-нибудь уникальным экземпляром старинного оружия бывает иногда схоже с приступом тяжелой болезни. Такие люди держат свои реликвии в специально отведенных местах, при определенной температуре, в общем, всячески стараются сохранить их для потомства. Такими фанатиками в древнем мире были Сулла, Красс, Помпей и Цезарь, в эпоху Возрождения собиранием предметов искусства прославилась семья Медичи. Даже Лувр начинался как личная коллекция французских королей. Апогей собирательства старинного оружия в России пришелся на середину XIX века. Согласно статистике, на каждые десять тысяч населения приходился один коллекционер, собрание которого могло претендовать на роль самостоятельного музея.
    Думаю, не ошибусь, если скажу, что оружие ассоциируется прежде всего с силой и мужественностью, поэтому считают, что это одна из любимых мужских забав. Хотя и женщины, несмотря на генетическую склонность к созиданию, не прочь побаловаться орудиями смерти. Если вспомнить известных исторических персонажей, то можно назвать певицу парижской оперы мадам Мопэн, урожденную д’Обиньи (прототип героини романа Т. Готье «Модам Мопэн»), которая обладала не только прекрасным голосом, но прославилась на весь Париж как женщина-бретёр (профессиональный дуэлянт). В России была своя знаменитая «амазонка» – «кавалерист-девица» Н. А. Дурова, она же корнет Александров. Ей часто приходилось быть секундантом на поединках своих армейских товарищей. Сам император наградил ее Георгиевским крестом за отвагу на поле боя.»


    Теги: