Холодное оружие и вооружение: ножи, мечи (sword), топоры и кинжалы


Александр Николаевич Кулинский (1953 г. р.) — признанный специалист по истории холодного и ручного огнестрельного оружия XVIII—XX веков, как русского, так и европейского.
Автор : / Дата : 2009-05-04 10:21
Средняя оценка статьи : 0
Добавить или посмотреть комментарии : (0)


Александр Николаевич Кулинский (1953 г. р.) — признанный специалист по истории холодного и ручного огнестрельного оружия XVIII—XX веков, как русского, так и европейского. А. Н. Кулинский почти треть века проработал Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС, г. Санкт-Петербург, www.artillery-museum.ru), некоторое время был исполняющим обязанности начальника отдела фондов, научной обработки и хранения экспонатов артиллерии, ныне — главный хранитель оружейных фондов музея. Заслуженный работник культуры.

В 1992 году А. Н. Кулинский в соавторстве с В. И. Бутенко выпустил два специализированных информационно-справочных пособия: «Методы и средства обеспечения надежности деталей и узлов токарных станков с гидросистемами» и «Токарные станки для обработки сложнопрофильных деталей, их наладка и применение». Примерно с 2007 года в звании профессора Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, г. Челябинск, www.susu.ac.ru) читает лекции по специальности «Технология художественной обработки материалов» на металлургическом факультете ЮУрГУ, который территориально расположен в г. Златоусте, где на 190 тысяч населения (данные 2008 года) сосредоточено более 30 металлообрабатывающих предприятий, в том числе, делающих оружие и гравюру на стали.

Некоторые книги А. Н. Кулинского по холодному оружию:
— 1988, 1997: «Холодное оружие русской армии и флота (Определитель)»;
— 1994: «Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800—1917 годов»;
— 1998: «Русское холодное оружие и штыки» (CD-ROM-энциклопедия);
— 2000: «Немецкие клинки и клейма»;
— 2000: «Холодное оружие немецких государств»;
— 2001: «Русское холодное оружие XVIII—ХХ вв. (Определитель)»;
— 2002: «Штыки мира»;
— 2004: «Европейское холодное оружие»;
— 2004: «Частные коллекции оружия в дореволюционной России»;
— 2007: «Атрибуция и описание холодного и некоторых видов ручного метательного оружия и штыков (Методические рекомендации)»;
— 2007: «Немецкое холодное оружие»;
— 2007: «Русское холодное оружие»;
и др.

Итак, интервью А. Н. Кулинского журналу «Мир металла» («ММ», г. Санкт-Петербург, www.mirmet.spb.ru/jurnal.htm), № 4—5 (22) за 2004 год, — статья Анастасии Подольской «Страж оружия».



«
Что бы ни говорили, с воодушевлением или равнодушием, а интерес к оружию не ослабевает. Разумеется, речь идет не о военных — здесь дело ясное, а о весьма широком круге людей. Одни занимаются коллекционированием какого-либо вида оружия — дело не простое и не дешевое, другие регулярно посещают музеи, разбросанные по всему свету. А ведь один из самых крупных в мире музеев находится в Санкт-Петербурге — это Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи [ВИМАИВиВС, www.museum.ru/M152]. Корреспонденту «ММ» [«Мир металла»] удалось побеседовать с главным хранителем оружейных фондов этого знаменитого музея, заслуженным работником культуры Александром Николаевичем Кулинским.



Русская кавалерийская офицерская сабля образца 1817 года. Златоустовская оружейная фабрика, 1822 год (фрагмент).

«Мир металла»: Александр Николаевич, что привело вас к увлечению именно оружием?

После армии в 1974 году я поступил на вечернее отделение исторического факультета ЛГУ [Ленинградского государственного университета]. На работу устроился в Артиллерийский музей. Начинал с должности подсобника («принеси-подай»), потом где-то через год перешел в оружейные фонды, на должность архивариуса. Тогда эта должность по-другому называлось — картотетчик, и я занимался оформлением всевозможных актов на поступление и выдачу музейных предметов и т. д. В общем, прошел все карьерные ступеньки — вплоть до главного хранителя. Оружием увлекся, когда стал работать в оружейных фондах, и в первую очередь под влиянием Юрия Александровича Нацваладзе, который здесь трудился с начала 50-х годов. У него я набирался опыта работы с памятниками, как историки называют любые предметы, хранящиеся в музее, будь то оружие, ордена или мундиры. И особенно увлекся, когда увидел, что существует громадное количество белых пятен в истории оружия. Оружиеведение как наука находилось тогда в полном забвении.

Как это ни банально, возрождение оружиеведения в 80-е годы связано с перестройкой. Появилась возможность публиковать книги по различным аспектам изучения оружия. А такая литература была весьма востребована среди любителей и коллекционеров.



Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (бывший Кронверкский арсенал). Архитектор Пётр Иванович Таманский [1806—1883].

«Мир металла»: Как ваша работа повлияла на ваши предпочтения и вкусы? Какие эпохи с точки зрения оружейного производства вам наиболее интересны и почему? Предпочтения и вкусы определялись, наверное, профессией.

Если говорить о каких-то приоритетах в изучении истории оружия, то я занимаюсь историей холодного и военного огнестрельного оружия XVII—XX веков России и Европы вплоть до современности.



Правый портал музея.

«Мир металла»: В чем отличие собрания вашего музея от коллекций Государственного Эрмитажа, Военно-морского музея, других музеев в мире?

У нас универсальная коллекция — одна из самых больших в мире. Ее специфика — это военно-техническая и историческая направленность. Поэтому нас интересуют любые предметы, которые отсутствуют в музее: морское, армейское, охотничье, боевое, спортивное оружие; короче — всякое. Мы претендуем на полноту коллекции. Хорошо представлены Восток, Россия и Европа. Но, к сожалению, почти ничего нет американского.

Только холодного оружия в музее около 10 тысяч единиц. А вообще оружия больше 53 тысяч. Почему же наш музей так интересует продукция современных оружейных фирм — обыденная продукция? Потому что мы хотим наиболее полно зафиксировать ножевое производство в России, без хронологических утрат. Так, белое пятно лежит на ножевом производстве рубежа XIX—XX веках. Нет среза этой продукции. А все потому, что когда-то не придавали этому значения.

В отличие от нас, крупнейшие музеи страны и мира, как правило, имеют какие-то приоритеты, какие-то рамки в комплектовании оружейных коллекций. Например, Государственную Оружейную палату Московского Кремля интересует период до начала XIX века. Все, что позже, практически отсутствует в этой коллекции. Приоритет Государственного Исторического музея [www.shm.ru] — это Россия, русское оружие в первую очередь. В Военно-морском музее [Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург, www.museum.ru/M153] представлено морское оружие. Государственный Эрмитаж [www.hermitagemuseum.org] — это хранение, изучение, собирательская работа оружия как произведений искусства. Если брать зарубежные крупнейшие музеи, то наблюдается такая же картина. Таких универсальных коллекций, включая нашу, всего три в мире:
— в [городском округе] Энфилде [Enfield, административном районе Большого Лондона (Greater London)], [перевезённый затем в] Ноттингем [Nottingham, коллекция получила название «ROF Nottingham», www.rofnottingham.co.uk], Великобритания (Pattern Room) [официальное название коллекции «Pattern Room» — «Royal Small Arms Factory», «RSAF»],
— и в Кобленце, Германия (Militaer Technisches Muzeum) [возможно, имеется в виду «Wehrtechnische Studiensammlung», «WTS»].




Испанская генеральская сабля образца 1908 года. Подарок испанского короля [1902—1931] Альфонса XIII [Alfonso XIII de Borbón, 1886—1941] австрийскому императору Францу Иосифу I [Franz Joseph I, 1830—1916]. Оружейная фабрика в Толедо [Toledo, Испания]. (Фрагмент)

«Мир металла»: Как оружиевед что вы можете сказать о проблемах атрибуции холодного оружия сегодня? Похоже, этот вопрос занимает сейчас многих?

Проблема атрибуции и в научном, и в прикладном аспектах очень важна. Монографии-определители, которыми я занимаюсь, могут принести практическую пользу. В такой литературе есть потребность у очень большой массы людей. Это коллекционеры, хоть они, откровенно говоря, в основном нелегитимно существуют. Подобной отечественной литературы очень и очень мало, а зарубежная труднодоступна. Сейчас это важно еще и потому, что существует и непрерывно развивается рынок коллекционного оружия. Представляется, что холодное оружие вызывает больший интерес у собирателей именно потому, что коллекционирование его менее криминально, чем собирательство огнестрельного оружия.

Но по новому законодательству коллекционирование и хранение холодного оружия также может носить криминальный оттенок. Легализовать хранящиеся частным образом коллекционные предметы можно посредством экспертизы. Соответственно, возникла большая востребованность экспертиз оружия.. Они позволяют подтвердить его культурно-историческую ценность: человек получает документ, который дает ему основание, по крайней мере, хранить этот предмет. Есть и другой путь: получение лицензии на коллекционирование, что позволит в дальнейшем не проводить обязательных экспертиз.



Немецкая офицерская сабля. Конец XIX века. (Фрагмент)

«Мир металла»: Нам известны современные европейские центры изготовления холодного оружия. Чтутся ли старые технологии или допускаются новации?

Некоторые из европейских центров утратили в чем-то свои позиции на рынке холодного оружия. В Золингене существует несколько фирм, они изготавливают клинковое оружие, охотничьи ножи — в основном по частным заказам. Но это уже не то, что было в XVIII — XIX веках, когда существовало множество мелких, средних фирм и мастерских, обеспечивавших своими клинками половину Европы и даже Америку. Шеффилд был центром ножевого производства в Англии, но сейчас не приходится серьезно говорить об оружейном деле на Британских островах. Во Франции также трудятся отдельные мастера, но не более того. Их продукция продается и у нас в оружейных магазинах, но они не занимают лидирующих позиций среди мировых ножевых фирм. Испания последних десятилетий прославилась тем, что там в большом количестве изготавливаются новоделы (реплики, копии) с расчетом на разных покупателей — от массового до самых избранных. И в России этой продукции много, но, как правило, низкого качества — видимо, потому что она дешевле. Испанцы добросовестно ставят свои клейма, подтверждающие время изготовления. Оригиналы, конечно, стоят много дороже. Но кто же будет коллекционировать посредственные копии?



Экспозиция исторических и современных видов артиллерийских орудий во дворе музея.

«Мир металла»: Как обстоят дела в современном производстве тульской и златоустовской школ холодного оружия?

В Златоусте в советское время оставалась гравюра на стали: подносы, сувенирные топорики, металлическая посуда. Лишь небольшая горстка мастеров сохранила секреты златоустовских оружейников: уровень работ, отношение к делу, технологии. За последние 15 лет производство стало бурно возрождаться и развиваться, так как появилось очень много состоятельных покупателей. Выросло целое поколение молодых мастеров. Если говорить об официально зарегистрированных предприятиях, то сейчас их существует более пятидесяти. Мы следим за их изделиями и устраиваем выставки. Продукция находит сбыт, несмотря на то что рынок, казалось бы, насыщен. Крупные предприятия выполняют и государственные заказы. Так, президентский полк вооружается шашками, изготовленными в Златоусте.

В целом ножевое дело возродилось в соответствии с традиционными центрами дореволюционной России: это Тула, Нижегородская губерния, где в ряде населенных пунктов производились ножи в большом количестве, а в военное время делались и клинки для шашек, Владимирская область, где существовало традиционное производство металлических изделий, в том числе ножей, В последнее время выдвинулась Москва, там существует Гильдия мастеров, выпускающих художественные клинки. Москвичи сейчас дискутируют о том, как правильно называть эту продукцию: авторское оружие, художественное оружие, украшенное оружие? Действительно, есть сейчас выдающиеся произведения, которые как оружие вообще-то мало пригодны. Сейчас использовать эти вещи по назначению никто не будет, потому что это авторские работы, как правило, очень дорогие. Шедевры изготавливаются на заказ — для подарков.

Современную продукцию, как я уже говорил, не приобретают коллекционеры, поскольку существует определенный риск, сравнимый с собиранием живописи импрессионистов Саввой Морозовым и Сергеем Щукиным в начале прошлого века. Время покажет, как будут оцениваться эти вещи через 40—50 лет. Не все, вероятно, будут признаны шедеврами, но в любом случае это часть истории оружия, которая сейчас вершится. Булатные клинки и дамаски — безусловно, произведения искусства.



Французский охотничий кортик 1850—1860-х годов. (Общий вид)

«Мир металла»: Известны ли вам крупные направления и школы прежних эпох, которые перестали существовать?

Секреты изготовления клинков не утрачены — забыты технологические приемы средневековых мастеров. Вот, к примеру, в изготовлении булата сохранились циклы и стадии процесса, но кто сейчас будет их повторять досконально, когда сопутствующие производству материалы изменились. Если следовать сохранившимся рукописям, то понадобится остужать булат в моче или на ветру на полном скаку, а кому это нужно, если есть жидкости, содержащие аммиак, и при их использовании достигается тот же результат.

Дамаск и булат разнятся по технологиям изготовления, но подобны техническими характеристиками. Качество булатной стали выше, чем у дамаска. У них исключительно острые клинки, тогда как обычная сталь при сильной заточке начинает крошиться. История дамасской стали уводит нас в Средние века. Именно через город Дамаск клинки попадали в Европу — отсюда и название. За высококачественные клинки, способные разрубить простой меч, не жалели целого состояния. Вот сейчас богатый покупатель заказывает художественно оформленный нож, да непременно с булатной сталью, — только никто уже не станет этим предметом даже гвозди на потеху рубить, поскольку это очень дорогое изделие, а на охоту можно сходить с чем-нибудь попроще.

Даже если вспомнить знаменитого златоустовца Павла Петровича Аносова, то ведь он не раскрыл никакой технологии производства булата, просто своими методами достиг того же результата. Но выпускать такой клинок слишком дорого, поэтому о массовом производстве тут речи не идет. Аносов занимался штучным изготовлением булата, режущего сталь без вреда для клинка. Если говорить о массовом производстве, например, в XIX веке, то 40% выпускаемого в Туле оружия браковалось.


Русская пехотная офицерская шпага образца 1798 года. Златоустовская оружейная фабрика, конец 1810-х — начало 1820-х годов. (Фрагмент)

«Мир металла»: Назовите, пожалуйста, самые знаменитые в мире оружейные симпозиумы, выставки.

Весной и осенью в Москве проходят выставки «Клинок. Традиции и современность» в Центральном доме художника. Примерно 50 экспонентов представлены на экспозиции. Для мощных фирм такая выставка неактуальна. В основном на ней демонстрируются рабочие ножи.

В Нюрнберге (Nürnberg, Германия) ежегодно проводится масштабная оружейная выставка IWA [Internationale Waffenausstellung, www.iwa.info], на которой можно увидеть как огнестрельное, так и холодное оружие. Удивителен американский рынок. Каждый год во Флориде, в Атланте, проходит шоу художественных ножей. Традиционно там очень развито ножевое дело, но российскую продукцию там совсем не знают.

Крупные российские фирмы выходят на международный рынок: в Европу, Арабские Эмираты. Ведь на Востоке своего производства почти нет. Теперь оружейный рынок Востока ориентирован в основном на туристов.

Отдельная тема — оружие Японии. Но там особое отношение к национальному холодному оружию — это единственная страна, где меч может храниться в храме. Что касается меня, то я не совсем понимаю увлечение современным художественно оформленным оружием с точки зрения серьезного коллекционирования. Ценю, безусловно, все технологические и художественные достоинства, но меня несколько смущает декоративная направленность. Хотя при этом очень интересно наблюдать за развитием оружейного рынка в России, изменением предпочтений и вкусов заказчиков. В заключение хочется отметить, что коллекция оружия Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи непрерывно пополняется, и мы внимательно прослеживаем и изучаем малейшие изменения в традиции современного оружейного производства.
»

http://bladeist.ru/page-id-155.html

Оставить комментарий из Вконтакте:

Обсудить статью на форуме

Теги: центры изготовления мечей в японии

Новые статьи:


Холодное оружие
Арбалет – оружие Востока и Запада   (2011-05-22)
История лука с 13 века по наши дни   (2011-04-29)
Лук - первый механизм, изобретенный человеком   (2011-03-31)
Сюрикен и его разновидности   (2011-02-28)
Оружие ранних кочевников: развитие терминологии   (2011-02-25)

Топоры
Ближайшие «родственники» топора    (2011-01-19)
Трансформация топора: от истоков до средневековья   (2010-12-29)
Соперник меча   (2010-07-14)
Топор в походных условиях   (2010-03-10)
Боевые топоры викингов   (2010-01-04)

Мечи
Русские мечи - анализ статьи   (2010-01-19)
Русские мечи   (2009-12-28)
Японские мечи и их клинки. Альтернативная информация.   (2009-11-03)
В. В. Путин учит художника И. С. Глазунова рисовать мечи   (2009-11-01)
Меч Бастард, или Полутороручник. Альтернативная информация.   (2009-10-27)

Ножи
КИНЖАЛ ИЗ ПОСЕЛКА КУНДРАВЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ МЕЧЕЙ «...   (2012-02-13)
Кинжал из поселка Мисяш Челябинской области   (2011-06-30)
Нож для сыра: роскошь или необходимость?   (2011-04-28)
Подводные ножи   (2011-03-28)
Как продлить срок службы ножа   (2010-09-18)

Популярные статьи:


Холодное оружие
Оружейные заводы России  (73956 просмотров)


Топоры
Боевые топоры  (82160 просмотров)
Ковка топора  (48606 просмотров)
Топор может все!!  (40961 просмотров)
Боевые топоры викингов  (37552 просмотров)

Мечи
Виды мечей  (203070 просмотров)
Японские мечи и их клинки  (93334 просмотров)

Ножи

13 тестов КАЧЕСТВА ножей  (77268 просмотров)
Нож Андрея Кочергина НДК-17  (63395 просмотров)
Ножи на все случаи жизни  (58857 просмотров)