Лента: Новости холодного оружия
Дагестанское оружие можно разделить на три этнотерриториальных типа: лакское, аварское и кубачинское. Кубачинское оружие получило наибольшую известность — именно оно шло на экспорт. Высокое мастерство местных оружейников отмечали еще персы в VI в. Они назвали его Зериxгеран,
что значит — «кольчужники». Это название подхватили арабы, позже турки перевели его на свой язык как Кубечи, это название, чуть изменившись, и закрепилось за прославленным аулом. И персы, и арабы, и турки очень высоко отзывались о мастерстве кубачинских оружейников, слава о них прошла по многим странам.
Ранних образцов кубачинского оружия, практически, не сохранилось, то, которое имеется в фондах музеев, в основном, относится к XVIII—XIX векам. Самым ранним из имеющегося кубачинского оружия принято считать саблю Мстиславского, хранящуюся в фондах Оружейной палаты. По характерным приемам декора ее можно атрибутировать именно как кубачинскую.
В Кубачи изготавливали как холодное, так и огнестрельное оружие. Ружья и пистолеты кубачинцы делали в кооперации с мастерами Харбука, которые изготавливали стволы, в Кубачи же делались замки, шла окончательная сборка и отделка. Кубачинские ружья и пистолеты в XVII начале XIX века очень высоко ценились за свои боевые качества и великолепную отделку, но с началом Кавказской войны их огневые достоинства стали постепенно падать, и они все больше превращались в парадно-декоративные. Ну а что касается клинкового оружия, то оно по-прежнему было безукоризненным: за сабли и шашки кубачинских мастеров платили от 200 до 300, а за кинжалы в среднем по 100 рублей — по тем временам немалые деньги. В начале XIX века кубачинцы начали использовать в своей работе и эмаль. Пионерами в этом деле выступили братья Тубчиевы, которые работали в технике выемчатой эмали, то есть когда узор сначала гравируется, а потом накладывается эмаль. Оружие, вышедшее из под рук Тубчиевых, — большая редкость, и оно очень дорого ценится; несколько лет назад сабля их работы была продана за 20000 у. е., причем покупатель считает, что ему крупно повезло.
В ХХ веке кубачинцы начали использовать и перегородчатую эмаль, кроме того, стали изготавливать до этого не свойственные Кубачи виды клинкового оружия, например небольшие финки, воспроизводящие форму дагестанских сабель, кинжалы этого жe типа и мечи.
Другим центром оружейного производства был Кази-Кумух. Здесь доводились клинки, производимые в Кая и Куркли, собирали и отделывали оружие. Что касается узора, которым кази-кумухцы украшали свое оружие, то он во многом схож с кубачинским, зачастую его можно отличить только по более вольному обращению с некоторыми элементами орнамента и нередкому нарушению традиционного его построения, кроме того, лакцы довольно часто использовали дробный орнамент.
В развитии лакской орнаментики отчетливо различаются два этапа: время работы лакских мастеров в Казикумухском округе и, начиная с 70-х годов XIX века, период массового отхода лакских мастеров за пределы Дагестана. В это время в отходе находилось около 600 оружейников и серебряников, большая часть которых была выходцами из Кумуха.
что значит — «кольчужники». Это название подхватили арабы, позже турки перевели его на свой язык как Кубечи, это название, чуть изменившись, и закрепилось за прославленным аулом. И персы, и арабы, и турки очень высоко отзывались о мастерстве кубачинских оружейников, слава о них прошла по многим странам.
Ранних образцов кубачинского оружия, практически, не сохранилось, то, которое имеется в фондах музеев, в основном, относится к XVIII—XIX векам. Самым ранним из имеющегося кубачинского оружия принято считать саблю Мстиславского, хранящуюся в фондах Оружейной палаты. По характерным приемам декора ее можно атрибутировать именно как кубачинскую.
В Кубачи изготавливали как холодное, так и огнестрельное оружие. Ружья и пистолеты кубачинцы делали в кооперации с мастерами Харбука, которые изготавливали стволы, в Кубачи же делались замки, шла окончательная сборка и отделка. Кубачинские ружья и пистолеты в XVII начале XIX века очень высоко ценились за свои боевые качества и великолепную отделку, но с началом Кавказской войны их огневые достоинства стали постепенно падать, и они все больше превращались в парадно-декоративные. Ну а что касается клинкового оружия, то оно по-прежнему было безукоризненным: за сабли и шашки кубачинских мастеров платили от 200 до 300, а за кинжалы в среднем по 100 рублей — по тем временам немалые деньги. В начале XIX века кубачинцы начали использовать в своей работе и эмаль. Пионерами в этом деле выступили братья Тубчиевы, которые работали в технике выемчатой эмали, то есть когда узор сначала гравируется, а потом накладывается эмаль. Оружие, вышедшее из под рук Тубчиевых, — большая редкость, и оно очень дорого ценится; несколько лет назад сабля их работы была продана за 20000 у. е., причем покупатель считает, что ему крупно повезло.
В ХХ веке кубачинцы начали использовать и перегородчатую эмаль, кроме того, стали изготавливать до этого не свойственные Кубачи виды клинкового оружия, например небольшие финки, воспроизводящие форму дагестанских сабель, кинжалы этого жe типа и мечи.
Другим центром оружейного производства был Кази-Кумух. Здесь доводились клинки, производимые в Кая и Куркли, собирали и отделывали оружие. Что касается узора, которым кази-кумухцы украшали свое оружие, то он во многом схож с кубачинским, зачастую его можно отличить только по более вольному обращению с некоторыми элементами орнамента и нередкому нарушению традиционного его построения, кроме того, лакцы довольно часто использовали дробный орнамент.
В развитии лакской орнаментики отчетливо различаются два этапа: время работы лакских мастеров в Казикумухском округе и, начиная с 70-х годов XIX века, период массового отхода лакских мастеров за пределы Дагестана. В это время в отходе находилось около 600 оружейников и серебряников, большая часть которых была выходцами из Кумуха.