Лента: Новости холодного оружия
Дагестанские мастера работали в Тифлисе, Баку, Новочеркасске, Грозном и других городах Северного Кавказа, но больше всего их было во Владикавказе, он стал своеобразной Меккой дагестанских отходников, некоторые вообще закрепились здесь и даже имели крупные мастерские.
Самые крупные принадлежали казикумухцам Осману Омарову и Гузуну Гузунову. У Османа Омарова работало около 20 рабочих. Его мастерская принимала заказы на поставку шашек и кинжалов для казачьих войск, производила охотничьи кинжалы, а также принимала заказы на выполнение золотых и серебряных ажурных работ. Особенно интенсивно мастерская работала в годы Первой мировой войны: в 1914 году в ней трудилось 70 человек. Гузун Гузунов, как и Осман Омаров, имел крупную мастерскую, он был мастером холодного оружия и серебряных дел, руководил мастерской вместе с братом Дурпалом. В 1889 году у Гузунова было пять подмастерьев и три ученика. В дальнейшем мастерская расширялась, и в ней работало до 30 человек, это были частично односельчане из Кумуха и частично кубачинцы. Мастерская Гузунова изготавливала шашки, сабли, кинжалы, пояса, портупеи, кремневые пистолеты, а также различные украшения.
В аварских районах оружейное производство не было таким массовым, как в Кубачи и Кази-Кумухе, наиболее крупными центрами по производству оружия были Гоцатль, Согратль, Унцукуль, Чох и Ругуджа. Аварские мастера изготавливали, большей частью, простое неукрашенное оружие, а то оружие, которое украшалось, делалось на заказ. Украшая оружие, аварские мастера использовали общедагестанский растительный орнамент, только в отличие от кубачинского и лакского для него характерна некоторая строгость и лаконичность, он не такой насыщенный, более крупный и свободный. Ну а что касается мастеров, то самым известным был Чаландар из Гамсутля, чьи изделия очень высоко ценились.Высокий спрос был и на казанищенские клинки, особенно работы Базалая. Под этим именем работала целая династия оружейников, но лучшими были ее основатель, выходец из Согратля, Уллу Базалай и его внук.
В конце XIX века в Нижних Мулебках жил мастер Газали. К нему за клинками приезжали из Акуша, Цудахара, Леваши и Маджалиса. Очень ценились и клинки, выкованные кадарским кузнецом Дайзи, кроме того, неплохие кинжалы делали в Андреауле, а также в Икра. Гоцатль был знаменит не только мастерами украшения оружия, но и клинками Алибека. В Харбуке производством оружия занимались все, это стало основным занятием жителей села. С началом Кавказской войны главным стало производство ружей и пистолетов, которые, иногда, по своим огневым качествам не уступали фабричным.
Самым известным центром клиночного производства был Амузги. Именно амузгинские клинки создали дагестанскому клинковому оружию славу лучшего на Кавказе. История не сохранила имен кузнецов, открывших тайну поющего металла, до нас дошли только имена мастеров конца XIX века: Омар-Гусейна Азаева, которого сами амузгинцы называли «лучшим из лучших», и «артиста клинка» Рабадана Багомедова, и Куци-Хажи, чьи клинки выставлялись на Всемирной выставке в Париже.
Ну а что касается дня сегодняшнего, то древний аул умирает, да и само искусство амузгинских оружейников тоже чуть не кануло в Лету. Благо нашелся человек, которому не безразлична была судьба древнего мастерства — это Гаджи Курбанкадиев, внук того самого Куци-Хажи, который сумел возродить тайну производства знаменитого амузгинского булата. Амузгинцы ковали разные клинки, часто подражая известным и популярным у горцев маркам, из-под их молотов выходили и «золинген», и «волчок», и «гурда», причем по качеству они нередко превосходили оригиналы.
Говорят, для амузгинских шашек не нужны были ножны, их можно было носить как пояс, обернув вокруг талии, и это, в общем- то, близко к истине — амузгинцы действительно могли ковать клинки, с которыми можно было проделать подобный эксперимент.
Непревзойденные по прочности и форме амузгинские клинки, украшенные кубачинскими златокузнецами, превращались в настоящее произведение искусства, равных которым не было во всем мире.
Считается, что владельцами такого оружия были Чингизхан, Тамерлан, Надир-шах, Наполеон, Александр I, ну и, естественно, имам Шамиль.
Самые крупные принадлежали казикумухцам Осману Омарову и Гузуну Гузунову. У Османа Омарова работало около 20 рабочих. Его мастерская принимала заказы на поставку шашек и кинжалов для казачьих войск, производила охотничьи кинжалы, а также принимала заказы на выполнение золотых и серебряных ажурных работ. Особенно интенсивно мастерская работала в годы Первой мировой войны: в 1914 году в ней трудилось 70 человек. Гузун Гузунов, как и Осман Омаров, имел крупную мастерскую, он был мастером холодного оружия и серебряных дел, руководил мастерской вместе с братом Дурпалом. В 1889 году у Гузунова было пять подмастерьев и три ученика. В дальнейшем мастерская расширялась, и в ней работало до 30 человек, это были частично односельчане из Кумуха и частично кубачинцы. Мастерская Гузунова изготавливала шашки, сабли, кинжалы, пояса, портупеи, кремневые пистолеты, а также различные украшения.
В аварских районах оружейное производство не было таким массовым, как в Кубачи и Кази-Кумухе, наиболее крупными центрами по производству оружия были Гоцатль, Согратль, Унцукуль, Чох и Ругуджа. Аварские мастера изготавливали, большей частью, простое неукрашенное оружие, а то оружие, которое украшалось, делалось на заказ. Украшая оружие, аварские мастера использовали общедагестанский растительный орнамент, только в отличие от кубачинского и лакского для него характерна некоторая строгость и лаконичность, он не такой насыщенный, более крупный и свободный. Ну а что касается мастеров, то самым известным был Чаландар из Гамсутля, чьи изделия очень высоко ценились.Высокий спрос был и на казанищенские клинки, особенно работы Базалая. Под этим именем работала целая династия оружейников, но лучшими были ее основатель, выходец из Согратля, Уллу Базалай и его внук.
В конце XIX века в Нижних Мулебках жил мастер Газали. К нему за клинками приезжали из Акуша, Цудахара, Леваши и Маджалиса. Очень ценились и клинки, выкованные кадарским кузнецом Дайзи, кроме того, неплохие кинжалы делали в Андреауле, а также в Икра. Гоцатль был знаменит не только мастерами украшения оружия, но и клинками Алибека. В Харбуке производством оружия занимались все, это стало основным занятием жителей села. С началом Кавказской войны главным стало производство ружей и пистолетов, которые, иногда, по своим огневым качествам не уступали фабричным.
Самым известным центром клиночного производства был Амузги. Именно амузгинские клинки создали дагестанскому клинковому оружию славу лучшего на Кавказе. История не сохранила имен кузнецов, открывших тайну поющего металла, до нас дошли только имена мастеров конца XIX века: Омар-Гусейна Азаева, которого сами амузгинцы называли «лучшим из лучших», и «артиста клинка» Рабадана Багомедова, и Куци-Хажи, чьи клинки выставлялись на Всемирной выставке в Париже.
Ну а что касается дня сегодняшнего, то древний аул умирает, да и само искусство амузгинских оружейников тоже чуть не кануло в Лету. Благо нашелся человек, которому не безразлична была судьба древнего мастерства — это Гаджи Курбанкадиев, внук того самого Куци-Хажи, который сумел возродить тайну производства знаменитого амузгинского булата. Амузгинцы ковали разные клинки, часто подражая известным и популярным у горцев маркам, из-под их молотов выходили и «золинген», и «волчок», и «гурда», причем по качеству они нередко превосходили оригиналы.
Говорят, для амузгинских шашек не нужны были ножны, их можно было носить как пояс, обернув вокруг талии, и это, в общем- то, близко к истине — амузгинцы действительно могли ковать клинки, с которыми можно было проделать подобный эксперимент.
Непревзойденные по прочности и форме амузгинские клинки, украшенные кубачинскими златокузнецами, превращались в настоящее произведение искусства, равных которым не было во всем мире.
Считается, что владельцами такого оружия были Чингизхан, Тамерлан, Надир-шах, Наполеон, Александр I, ну и, естественно, имам Шамиль.