Лента: Новости холодного оружия
1. История названия "Паренский нож". Кузнечное дело жителей Парень
2. Разновидности паренских ножей. Металл для паренского ножа
3. Технология изготовления паренского ножа. Миф о паренском ноже
4. Советский период "паренского ножа". Современная судьба селения Парень
5. "Паренский нож" и "Пареньский нож от Сушко". Паренские ножи становятся брендом. Выставки пареньского ножа.
По сути, все достоверные сведения относятся к этому периоду. Можно сказать, что «паренский нож», который пытаются срисовать, был сделан именно в этот время. Ни о каких «чудесных режущих свойствах» речь не идёт: местные более-менее современными инструментами делали в частном порядке ножи и продавали их в округе. Как правило, расковывался какой-нибудь дизельный клапан. Если применялась «трубная» технология, то внутрь засыпался чугун. (Напоминаем, что всё это только предположения, но наиболее достоверные на сегодняшний день.) Процесс изготовления несложен, твёрдость достигалась за счёт увеличения толщины обуха и длины клинка. Чтобы хоть немного скрасить грубость работы и формы, больше внимания начали уделять украшению этого здоровенного уродца. Никаких массовых поставок никуда не было. Государственная же артель ковала ножи по данным ей стандартам.
В посёлке в советское время были детский сад, школа, больница (медицинский пункт).
В 1971 году введена статья за незаконное изготовление холодного оружия. Но вряд ли его перестали ковать «налево», когда материал под рукой, тем более учитывая склонность оседлых коряков к пьянству, на которое нужны были деньги или товар, который можно было обменять.
Пресловутая «повышенная острота и твёрдость» паренских ножей (лучше сказать — любых ножей, изготавливаемых в то время кустарно по сходной технологии из сходных материалов) может объясняться тем, что сталь для обычных ножей намеренно делали немного хрупкой, чтобы бутовой (кухонный) нож нельзя было использовать в качестве кинжала, нож просто мог сломаться в любой момент. На фоне кухонных ножей паренский действительно мог выглядеть молодцом.
Приведём обширную цитату. Статья «Живущие у реки Пойтовоям» ( www.vokrugsveta.ru/vs/article/3988/ ), автор — кандидат исторических наук Александр Пика (1951—1995, arctic.org.ru/1996/1_2_96.htm ), опубликовано — журнал «Вокруг света», №8 (2575) за август 1988 года:
«
Наша группа — часть социально-демографической экспедиции Института социологических исследований Академии наук СССР — изучает демографическую ситуацию, проблемы социального и культурного развития народов Севера. <…> Но почему нас заинтересовал именно Парень, старинный посёлок береговых коряков? Дело в том, что проводившиеся у нас и за рубежом исследования показали: одна из наиболее заметных причин социально-демографического кризиса северных народностей — частые переселения их из одних посёлков в другие, выселение из родных мест, подселение к другим общинам.
<…>
В 1983 году с побережья Пенжинской губы „убрали“ посёлок Рекинники, перевели людей на восточный берег Камчатки. Но его жители — а это в основном коряки-оленеводы — так и не смогли приспособиться к жизни на новом месте. Многие через несколько лет вернулись в полуразрушенный старый посёлок и кое-как живут там. И вот теперь на очереди самый последний посёлок на Пенжинской губе — Парень. Он уже давно „подготовлен“ к ликвидации. Дело за согласием жителей, а они его не дают. Вот для того, чтобы на месте познакомиться со всем происходящим, мы и направляемся в Парень. <…> Ветхость построек — здесь ничего не строится и не ремонтируется уже более 15 лет.
<…>
Потом посыпались конкретные вопросы: <…> Мало железа на кузню привозят. Пусть бы заказывали больше ножей, мы бы делали.
<…>
С тех пор, как совхоз „Манильский“ начал развивать животноводство и птицеводство, Пареньское отделение ему стало не нужным. И пришло „простое“ решение: объявить село Парень „неперспективным“. <…> В Парени теперь школа [только] до 3-го класса.
<…>
Было у пареньцев развито и кузнечное дело. В прошлом они считались лучшими кузнецами на всём северо-востоке Азии. Пареньские ножи и копья в XVIII—XIX веках охотно покупали русские, понимавшие толк в хорошем металле. В Камчатском областном архиве я разыскал докладную записку о хозяйстве Парени в начале 30-х годов, составленную краеведом Пенжинской культбазы Комитета Севера В. Аполловым. Он пишет: „Несмотря на примитивность и ограниченность орудий производства, Парень своей продукцией — ножами — до сегодняшнего дня снабжает не только население округа, но и частично туземцев всей Чукотки и Колымы“. Кузнечным делом тогда занималось 22 человека, из которых одиннадцать считались отличными мастерами. По запискам Аполлова можно представить размеры этого промысла Парени: с ноября 1930 по март 1931 года было изготовлено ножей, топоров, копий, багров для байдар на сумму почти 3500 рублей. Что ни говори, а масштабы для посёлка (207 человек) значительные. Пареньские кузнецы знали технику инкрустации по металлу, их изделия были не только лучшими по качеству, но и самыми красивыми. Раньше с этим считались. На Гижиге до революции был государственный запасный магазин, куда специально для пареньских коряков завозили железо.
<…>
А что теперь? Искать металл приходится самим. Совхоз заказывает своему отделению не более 300 ножей в год. Топоры, копья, багры не делают вовсе. И кузнецов осталось мало. Опытные мастера Василий Татович Оптаят и Николай Хечгинтович Четвинин успели передать своё умение кое-кому из молодых. Хорошо работают Владимир Амани, Виктор Кевев. Но всё же кузнечный промысел Парени явно в упадке. А жаль! Хорошие ножи нужны охотникам и оленеводам. И не только на Камчатке, а по всему Северу. Я знаю, что за старые кованые топоры, которые находят ещё в заброшенных архангельских и вологодских деревнях, плотники-профессионалы платят по сто рублей. Жаль, если этот уникальный народный промысел уйдёт из жизни в музей.
<…>
Пареньцы могут поставлять в тундру „комплект оленевода“ — полный набор упряжи, чаат из кожи тюленя, торбаса на лахтачьей подошве, хороший нож.
»
Забавная деталь: в некоторых местах Александр Пика, если не указывает определяющее слово «посёлок», обращается с названием «Парень» как со словом женского рода.
СОВРЕМЕННАЯ СУДЬБА СЕЛЕНИЯ ПАРЕНЬ
Обитаемого селения на 2009 год как такового, наверное, нет.
Есть свидетельства, что на 1996 год не было электричества (подготовка посёлка к ликвидации).
«Сегодня там [в Парени] осталось чуть более десятка жителей» — из интервью В. К. Сушко «„Аргументы и факты“ — Камчатка», № 11 (1376) за 13.03.2007 — статья Алёны Синицкой «Владимир Сушко: „Буду жить вечно!“»( kamchatka.aif.ru/issues/1376/02_03?print ).
Тот же В. К. Сушко через полгода, в сентябре 2007-го, Л. Б. Архангельскому сказал: «Из коряков там сегодня проживает всего 15 человек».
2. Разновидности паренских ножей. Металл для паренского ножа
3. Технология изготовления паренского ножа. Миф о паренском ноже
4. Советский период "паренского ножа". Современная судьба селения Парень
5. "Паренский нож" и "Пареньский нож от Сушко". Паренские ножи становятся брендом. Выставки пареньского ножа.
По сути, все достоверные сведения относятся к этому периоду. Можно сказать, что «паренский нож», который пытаются срисовать, был сделан именно в этот время. Ни о каких «чудесных режущих свойствах» речь не идёт: местные более-менее современными инструментами делали в частном порядке ножи и продавали их в округе. Как правило, расковывался какой-нибудь дизельный клапан. Если применялась «трубная» технология, то внутрь засыпался чугун. (Напоминаем, что всё это только предположения, но наиболее достоверные на сегодняшний день.) Процесс изготовления несложен, твёрдость достигалась за счёт увеличения толщины обуха и длины клинка. Чтобы хоть немного скрасить грубость работы и формы, больше внимания начали уделять украшению этого здоровенного уродца. Никаких массовых поставок никуда не было. Государственная же артель ковала ножи по данным ей стандартам.
В посёлке в советское время были детский сад, школа, больница (медицинский пункт).
В 1971 году введена статья за незаконное изготовление холодного оружия. Но вряд ли его перестали ковать «налево», когда материал под рукой, тем более учитывая склонность оседлых коряков к пьянству, на которое нужны были деньги или товар, который можно было обменять.
Пресловутая «повышенная острота и твёрдость» паренских ножей (лучше сказать — любых ножей, изготавливаемых в то время кустарно по сходной технологии из сходных материалов) может объясняться тем, что сталь для обычных ножей намеренно делали немного хрупкой, чтобы бутовой (кухонный) нож нельзя было использовать в качестве кинжала, нож просто мог сломаться в любой момент. На фоне кухонных ножей паренский действительно мог выглядеть молодцом.
Приведём обширную цитату. Статья «Живущие у реки Пойтовоям» ( www.vokrugsveta.ru/vs/article/3988/ ), автор — кандидат исторических наук Александр Пика (1951—1995, arctic.org.ru/1996/1_2_96.htm ), опубликовано — журнал «Вокруг света», №8 (2575) за август 1988 года:
«
Наша группа — часть социально-демографической экспедиции Института социологических исследований Академии наук СССР — изучает демографическую ситуацию, проблемы социального и культурного развития народов Севера. <…> Но почему нас заинтересовал именно Парень, старинный посёлок береговых коряков? Дело в том, что проводившиеся у нас и за рубежом исследования показали: одна из наиболее заметных причин социально-демографического кризиса северных народностей — частые переселения их из одних посёлков в другие, выселение из родных мест, подселение к другим общинам.
<…>
В 1983 году с побережья Пенжинской губы „убрали“ посёлок Рекинники, перевели людей на восточный берег Камчатки. Но его жители — а это в основном коряки-оленеводы — так и не смогли приспособиться к жизни на новом месте. Многие через несколько лет вернулись в полуразрушенный старый посёлок и кое-как живут там. И вот теперь на очереди самый последний посёлок на Пенжинской губе — Парень. Он уже давно „подготовлен“ к ликвидации. Дело за согласием жителей, а они его не дают. Вот для того, чтобы на месте познакомиться со всем происходящим, мы и направляемся в Парень. <…> Ветхость построек — здесь ничего не строится и не ремонтируется уже более 15 лет.
<…>
Потом посыпались конкретные вопросы: <…> Мало железа на кузню привозят. Пусть бы заказывали больше ножей, мы бы делали.
<…>
С тех пор, как совхоз „Манильский“ начал развивать животноводство и птицеводство, Пареньское отделение ему стало не нужным. И пришло „простое“ решение: объявить село Парень „неперспективным“. <…> В Парени теперь школа [только] до 3-го класса.
<…>
Было у пареньцев развито и кузнечное дело. В прошлом они считались лучшими кузнецами на всём северо-востоке Азии. Пареньские ножи и копья в XVIII—XIX веках охотно покупали русские, понимавшие толк в хорошем металле. В Камчатском областном архиве я разыскал докладную записку о хозяйстве Парени в начале 30-х годов, составленную краеведом Пенжинской культбазы Комитета Севера В. Аполловым. Он пишет: „Несмотря на примитивность и ограниченность орудий производства, Парень своей продукцией — ножами — до сегодняшнего дня снабжает не только население округа, но и частично туземцев всей Чукотки и Колымы“. Кузнечным делом тогда занималось 22 человека, из которых одиннадцать считались отличными мастерами. По запискам Аполлова можно представить размеры этого промысла Парени: с ноября 1930 по март 1931 года было изготовлено ножей, топоров, копий, багров для байдар на сумму почти 3500 рублей. Что ни говори, а масштабы для посёлка (207 человек) значительные. Пареньские кузнецы знали технику инкрустации по металлу, их изделия были не только лучшими по качеству, но и самыми красивыми. Раньше с этим считались. На Гижиге до революции был государственный запасный магазин, куда специально для пареньских коряков завозили железо.
<…>
А что теперь? Искать металл приходится самим. Совхоз заказывает своему отделению не более 300 ножей в год. Топоры, копья, багры не делают вовсе. И кузнецов осталось мало. Опытные мастера Василий Татович Оптаят и Николай Хечгинтович Четвинин успели передать своё умение кое-кому из молодых. Хорошо работают Владимир Амани, Виктор Кевев. Но всё же кузнечный промысел Парени явно в упадке. А жаль! Хорошие ножи нужны охотникам и оленеводам. И не только на Камчатке, а по всему Северу. Я знаю, что за старые кованые топоры, которые находят ещё в заброшенных архангельских и вологодских деревнях, плотники-профессионалы платят по сто рублей. Жаль, если этот уникальный народный промысел уйдёт из жизни в музей.
<…>
Пареньцы могут поставлять в тундру „комплект оленевода“ — полный набор упряжи, чаат из кожи тюленя, торбаса на лахтачьей подошве, хороший нож.
»
Забавная деталь: в некоторых местах Александр Пика, если не указывает определяющее слово «посёлок», обращается с названием «Парень» как со словом женского рода.
СОВРЕМЕННАЯ СУДЬБА СЕЛЕНИЯ ПАРЕНЬ
Обитаемого селения на 2009 год как такового, наверное, нет.
Есть свидетельства, что на 1996 год не было электричества (подготовка посёлка к ликвидации).
«Сегодня там [в Парени] осталось чуть более десятка жителей» — из интервью В. К. Сушко «„Аргументы и факты“ — Камчатка», № 11 (1376) за 13.03.2007 — статья Алёны Синицкой «Владимир Сушко: „Буду жить вечно!“»( kamchatka.aif.ru/issues/1376/02_03?print ).
Тот же В. К. Сушко через полгода, в сентябре 2007-го, Л. Б. Архангельскому сказал: «Из коряков там сегодня проживает всего 15 человек».