Лента: Новости холодного оружия
1. История названия "Паренский нож".Кузнечное дело жителей Парень
2. Разновидности паренских ножей. Металл для паренского ножа
3. Технология изготовления паренского ножа. Миф о паренском ноже
4. Советский период "паренского ножа". Современная судьба селения Парень
5. "Паренский нож" и "Пареньский нож от Сушко". Паренские ножи становятся брендом. Выставки пареньского ножа.
ПОЧЕМУ «ПаРЕНСКОГО НОЖА» НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Потому что его нельзя атрибутировать. Если у вас будет тысяча ножей, «узнать» пареснкий нельзя. Все «паренские ножи» разные, нет стабильного качества и единообразия — кроме тех, что делались для оленеводов по госзаказу, но такие ножи стандартны.
«А был ли ножик?». Ножи — были, «паренского ножа» — не было.
ПОЧЕМУ «ПАРеНьСКИЕ НОЖИ» СУЩЕСТВУЮТ
Потому что они тоже, как и «паренские ножи», разные (чуть ли не любой нож можно при желании выдать за «паренский»). Буйно разные. В. К. Сушко дал волю своей фантазии.
«Пареньский нож» не имеет ни единой технологии изготовления, ни единого состава стали. «Паренский нож» — это не больше чем географическое понятие, некая торговая марка, под которой в разное время могут продаваться разные вещи (как под маркой нидерландского концерна «Phillips» в 1891 году производились одни электрические лампы, а в 2009-м — уже совсем иные).
ПАРЕНСКИЕ НОЖИ СТАНОВЯТСЯ БРЕНДОМ, ИЛИ СКАЗАНИЕ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕ В. К. СУШКО
Знакомьтесь — Владимир Константинович Сушко:
— 1957 год: родился в г. Кременчуг (Полтавская область, Украина);
— 1972 год: окончил Кременчугское лётное училище гражданской авиации (КЛУГА, специализация — вертолёты, находится в, с 1993 года переименован в Кременчугский лётный колледж, www.flightcollege.com.ua );
— 1973 год: переехал на Камчатку, где не то 20 (не то 29 — не понятно из-за опечатки) лет проработал по специальности («летал командиром корабля», как написал какой-то неуч);
— 1985 год (в стране разгорается зарево цээрушной «Перестройки», начинают вылазить кулаки и расправлять плечи прочие эксплуататоры-капиталисты): организовал в Петропавловске-Камчатском «творческую мастерскую»: 683011, Россия, г. Петропавловск-Камчатский, посёлок Халактырка, ул. Полевая, д. 25, оф. 7, тел.: +7 (902) 464-51-01, специализация — резьба по кости и дереву на псевдонациональные мотивы. Продукция, судя по всему, предназначена сугубо на потребу иностранным туристам (т. е. дегенератам, ничего не смыслящим в русской культуре: им всё рано — что в зоопарке обезьянам рожи корчить, что на русский Север за «самоварной хохломой» ехать);
— 1997 год: начал создавать авторское холодное оружие, «выписал из Тулы» кузнеца Анатолия Блинова, учился у него ковке, но так её и не освоил, создав к 2007 году всего «с десяток» работ, откованных лично. Сейчас ему все ножи куёт тоже «выписанный из Тулы» кузнец Виктор Шаповалов. С Анатолием Блиновым Сушко, по-видимому, расстался;
— примерно 2006—2007 год — выделение земли, 2007 — 2008 — начало строительства в Петропавловске-Камчатском «города мастеров» («православного города мастеров»), который стилизован под древнерусский посад. По сути, это комбинат по производству сушковских ножей и художественной резьбы по дереву и кости его дочери, эксплуатирующие местный колорит и имитирующие традиции малых северных народов. Будет в городке и кузня (производство лезвий для ножей), и мастерские (производство рукояток для ножей), и музей имени себя (музей декоративно-прикладного искусства, где основа экспозиции — собственный новодел), и школа для обеспечения своего «бизнеса» новыми наёмными рабочими, и культурный центр (для барыг такими «центрами» раньше обычно служил какой-либо ресторан, кафе или пивная). Планируется в этот «город» привлекать туристов не только с Камчатского края, но и со всего Дальнего Востока.
В 2009 году на В. К. Сушко горбатится бригада: Анатолий Блинов (может, уже и ухал), Влад Коерков, Артём Колегов, Виталий Лотарёв, Нина Мейныринтына, Равиль Файзулин, Виктор Шаповалов и, возможно, др.
Производство «пареньского ножа» — семейное предприятие: изготовление стального клинка наёмным кузнецом Виктором Шаповаловым курирует сам В. К. Сушко, а производство рукояток «наёмными мастерами» — его дочь Анастасия (сама тоже «художник-резчик по кости»).
«Пареньский нож» — это обыкновенная легенда, которая есть у каждого коммерческого предприятия, суть такой легенды — что когда-то было нечто хорошее и чудесное, и фирмочка является единственным правопреемником всех-превсех секретов. Легенда о «пареньском ноже» создана искусственно в последнее десятилетие XX века, когда в России возникло частное предпринимательство, и дельцы создали для коллекционеров на пустом месте миф о чудо-ноже, якобы обладающим необычайными режущими свойствами.
Как некое достоинство, В. К. Сушко позиционирует себя как «единственного на Дальнем Востоке члена Союза оружейников России». Ну, а то, что этот союз, созданный в 1994 году, объединяет производителей огнестрельного оружия (нож, напомним, — холодное оружие), В. К. Сушко не очень смущает — у него любое лыко в строку (в пиар).
В. К. Сушко также учредил гражданский (личный родовой?) герб, который в октябре 2007 года зарегистрировал в Петропавловске-Камчатском ( sovet.geraldika.ru/article.php?coatid=19429 ), разрабатывал детали герба и рисовал его художник Михаил Юрьевич Медведев ( sovet.geraldika.ru/part/46#hatme ), председатель «первой и единственной в России „специализированной“ независимой организации, объединяющей практиков в сфере геральдического искусства» «Гильдия геральдических художников» (sovet.geraldika.ru/part/24 ), эта, простите, гильдия, была учреждена 21.02.2006 «ведущими российскими художниками-геральдистами», количеством пяти человек (здесь должен быть ваш смайлик). В общем, куда ни кинь, всюду барыги-сушкинисты. Как говорится, «рыбак рыбака видит издалека», «рука руку моет» и всё в том же духе. Насладимся же выдержками из описания «герба», в которых упоминается паренский нож (особо следует заметить, что в торговой марке В. К. Сушко использует новояз «парЕнЬский нож», а при описании герба незаконно употребляет выражение «пАренский нож»): «В серебряном поле под лазоревой главой, усеянной золотыми листами, веерообразно сложенными по трое, и обремёненной серебряным ножом с золотой, оправленной в серебро, рукоятью, — чёрное восстающее чудовище, имеющее голову и распростёртые крылья ворона, а туловище и задние лапы — медведя. <…> Главные элементы герба — паренский нож и фантастическое существо, объединяющее черты ворона и медведя. <…> Нож формально не считается основной фигурой герба — эта роль принадлежит ворону-медведю. Но нож помещён на более почётном месте — он венчает композицию в щите. Таким образом, обе эти фигуры пребывают в смысловом равновесии». Примечательно, что В. К. Сушко назван здесь честно: «изготовитель уникальных паренских ножей», через запятую также указано: «художник» (рисует эскизы московских закатов, куда он регулярно летает «на выставки»?). Судя по всему, регистрацией герба В. К. Сушко, во-первых, пытается закрепить за собой шлейф слухов как о «мастере» именно «паренского ножа», а во-вторых, неформальными средствами «приватизирует» «паренский нож» как понятие.
ВЫСТАВКИ «ПАРеНьСКОГО НОЖА»
«ПарЕньские ножи» от В. К. Сушко активно выставляет уже много лет. Выставки самого разного уровня (вернее, названия): региональные, всероссийские, международные… Нужно признать, что российские «международные выставки» известны, в основном, только в России, и сильно напоминают американские «чемпионаты мира» по плеванию косточкой между двумя городками. Перечислять все «награды» вряд ли имеет смысл ввиду скромности самих «выставок». Ножи же активно позиционируются В. К. Сушко как «возрождение и развитие национальных художественных промыслов народов Севера». Как скал бы Остап Бендер, «хорошо излагает, учитесь».
А вот пример громкой экспозиции: в 2004 году в выставочном зале Успенской Звонницы Московского Кремля проходила выставка «Клинки России»-2004, тема — «Авторское художественное холодное оружие» ( www.kreml.ru/ru/main/press/conference/2004/blade/news_release/ ). «Нож в ножнах на подвеске „Камчатские предания“» от В. К. Сушко ( www.kreml.ru/ru/main/exhibition/visit/2004/blade/hall03/exhibit/ ) был взят на выставку как представитель «этнического стиля» — тогда это была первая выставка подобного рода. В 2008 году выставка «Клинки России»-2008 проходит под вывеской «Современное художественное холодное оружие», и здесь тоже представлен нож В. К. Сушко «Пареньский».
Недавний пример: три месяца назад на XVIII Международной выставке «Клинок — традиции и современность»-2008, проходившей 6—9 ноября 2008 года в Москве, ножи от Сушко были признаны лучшими в нескольких номинациях. Выставка, на самом деле, как и большинство прочих, небольшая, кулуарная, даже скромная, участвовали «представители» 5 стран: России, Германии, Финляндии, Швеции и Японии.
Сушко утверждает, что его ножи хранятся в Оружейной Палате и в Лувре, правда, никогда не уточняет статус, вид экспозиции, что весьма странно, и потому навевает на подозрения, что они там чисто территориально, то есть буквально «хранятся». Единственное, что достоверно известно — что нож Владимира Константиновича со «скромным» названием «Константиныч» (напомним, что это якобы «настоящий пареньский нож», сделанный по заветам, технологиям и с приплясываниями паренцев из селения Парень) действительно некоторое время — до 2006 года — хранился в Оружейной палате, но и в 2007 году (и позже) В. К. Сушко утверждает, что его работы, как зеницу ока, хранит Оружейная Палата.
Избыточной скромностью В. К. Сушко и раньше никогда не страдал — засветившееся в прессе его ИЧП (индивидуальное частное предприятие) называлось незатейливо: «Сушко».
«ПАРеНьСКИЙ НОЖ» «ПаРЕНСКОМУ НОЖУ» НЕ ТОВАРИЩ, А ГОСПОДИН
В. К. Сушко на своём сайте vladimirsushko.com уведомляет: «Торговый знак „Пареньские ножи“ [в 1997 году] оформлен официально и защищён российским и международным законодательством». Не хуры-мухры, да. Кстати, сам В. К. Сушко свои ножи пишет с заглавной буквы: Пареньский нож. В общем, также, как в Библии пишут «Бог», а Владимир Константинович, наверное, ещё и «Деньги», «Денежки» и словосочетания «Я сама Бескорыстность» и «Золотой Делец».
Сам В. К. Сушко мотивирует, что написание «пареньский» с мягким знаком аутентично местному произношению. Но, во-первых, принцип «как слышу — так и пишу» — это вопиющая безграмотность (московский выговор слова «Москва» — [масква]), во-вторых, скорее всего, причины имеют коммерческое обоснование: «паренский» с мягким знаком (и, к тому же, со смещённым ударением) является абсолютно новым словом, никто не сможет его оспорить, при этом «парЕнЬский» до смешения схож с «пАренский» и может использовать все выгоды от его известности (кстати, на использование в названии фирмы определения «российский» нужно специальное разрешение государственных властей, которое выдаётся, только если фирма соответствует определённым, весьма жёстким требования, которые позволяют ей достойно представлять Россию).
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ПАРеНьСКИЙ НОЖ ОТ В. К. СУШКО» КОРЯКСКИМ «ПаРЕНСКИМ НОЖОМ»?
Ответ на этот вопрос однозначен: нет, не является. «ПарЕнЬские ножи» В. К. Сушко что угодно, но только не «пАренские ножи»: форма лезвия, стили и другие параметры и у тех, и у других галопируют, как голодная блоха на аркане.
Про технологию изготовления В. К. Сушко как-то не очень любит распространяться. В 2000 году, как упоминалось выше, «вместо уже общепринятой в производстве клинков стали 65Х13, [у него] используется сталь изношенных дизельных клапанов, структура которой изменена после холодной ковки». Примерно в 2004—2007 годах В. К. Сушко пытался в разных журналах что-то рассказать о якобы применяемой (и якобы им) «технологии» изготовлении ножей, но у многих любителей ножей, которые сами кустарно их делают для себя, эти откровения вызвали здоровый скепсис и посеяли сомнения в профессионализме автора. Некоторые энтузиасты пытались на практике применить описанную В. К. Сушко нехитрую технологию, но потерпели фиаско, получив некачественный продукт.
Чтобы убедиться в «профессиональности» В. К. Сушко, достаточно взглянуть на заставку его сайта http://www.vladimirsushko.com : «мастер-оружейник Владимир Сушко» сфотографирован проверяющим нож на прямоту обуха — знаменитый своей остротой «паренский нож» «мастер» положил себе на указательный палец. Тут уж не до смеха, когда «ножи» делают такие «мастера». Остаётся процитировать уже упоминавшуюся статью кузнеца-оружейника А. Б. Архангельского «„Пареньский нож“ — легенды и быль» ( http://www.arhangelskie.com/stat_9.html ), которую он написал в 2007 году после плотного общения с В. К. Сушко ( http://talks.guns.ru/forummessage/5/246202.html ), т. е. фактически по его «рассказам» (лучше сказать «россказням»): «Несмотря на невысокую твёрдость лезвия, пареньские ножи при обычных работах долго сохраняли заточку и отличались какой-то особой остротой, когда лезвие при пробе буквально впивалось в ладонь». «Впивалось» — слышите, Владимир Константинович? «При пробе — впивалось».
Ещё одно свидетельство о псевдособирателе «крупиц» (трухи?) «секретов» паренских кузнецов: В. К. Сушко утверждает, что провёл большое этнографическое исследование и проанализировал материалы и пришёл к выводу, что паренские ножи назывались так потому, что ковались в селении Парень. Но, как мы видели выше, даже сведений, которые есть в интернете, хватило, чтобы установить, что паренские ножи — это не столько сделанные в селении Парень, сколько теми, кому принадлежало селение Парень — эти люди жили как минимум в восьми селениях, и Парень было отнюдь не основным, а зимним, т. е. пустовавшим большую часть года. Постоянным селение он стал в XIX веке, если не в XX.
Всё это позволяет характеризовать предпринимателя В. К. Сушко даже не как коммерсанта (в слове «коммерсант» заложен больший негативный смысл — близкий к «спекулянт, стремящийся к наживе любыми средствами»), а как барыгу.
Ножи «от Сушко», быть может, и хороши для коллекционеров та называемого «авторского оружия», но никакого отношения к корякскому оружию вообще и ножам паренских коряков в частности оно не имеет. Его «ножи» не подделка, а поделка (игрушка непонятного назначения и сомнительного достоинства), весь вопрос, кому оно надо. Продукция «от Сушко» — это что-то вроде пластмассовых бус, которые тоннами продают туристам в США, выдавая за «ручную работу из натурального камня» горстки аборигенов — индейцев. Другими словами — это такой ширпотреб для тех, у кого деньги шальные и у кого не развит вкус (как правило, эти качества идут рука об руку), ну, что-то вроде поддельных бриллиантов для выхода в свет (похвастать ножом дома перед гостями или положить на видное место в кабинете — гости, не будучи знатоками, естественно восхитятся). Тех, кто не признаёт «ценности» «парЕнЬских ножей от В. К. Сушко», он попросту обвиняет в плохом вкусе: «Для настоящих ценителей мастерства Пареньские ножи являются необыкновенным образцом совершенства» (орфография сохранена). Ценность «„ножей“ от В. К. Сушко» определяется, конечно же, не их режущими качествами (так как, в любом случае, современная дешёвая сталь будет стократ лучше кустарщины из металлолома), ни даже живописной ручкой из кости или гравировкой на лезвии (хотя это может действительно оказаться произведением искусства), а, как это не парадоксально, ценой, которую В. К. Сушко просит (здесь больше подходит слово «заламывает») и которую ему всё же платят. Логика здесь вывернута на изнанку: если столько платят — значит, оно столько стоит. Кроме этого, стоимость ножа можно искусственно поднять, сделав его подарочным, в том числе и для женщин — такие В. К. Сушко рекомендует инкрустировать бриллиантами («А если вы всё ещё сомневаетесь, что подарить — нож или бриллиант, вмонтируйте камушек в рукоять ножа. И восторгам не будет предела»): понятно, что дорогим ножом слабая женщина, да ещё боящаяся схватить посильнее за ручку, чтобы, не дай-то бог, бриллиантик не выскочил, вряд ли будет делать то, что должен делать нож, поэтому в таком «подарочном женском ноже» вопрос о качестве (твёрдости) лезвия вообще отступает на третий, если не на пятнадцатый план. А между тем в ноже главное — это твёрдость лезвия (затем — удобство хвата, работы). Обратимся к сайту В. К. Сушко:
«Вопрос. Я — охотник-промысловик. Скажите, пожалуйста, как долго клинок Пареньского ножа сохраняет остроту?
Ответ. Это — важный вопрос. Пареньским ножом вы можете снять шкуру с медведя или лося без дополнительной правки».
Ух, ты, как интересно, но вот беда: есть самые обычные промысловые ножи (с советскими ГОСТами и прочими атрибутами), которые и две шкуры лося могут снять без «дополнительной правки». И что, если нож требует одной правки, такой нужно выбрасывать?
«ПарЕньские ножи» от Сушко кто-то метко назвал «впареньскими». Таковыми они и являются: для ножа слишком дороги, а как произведение искусства — сомнительны, потому что применение дорогих материалов и многомесячного каторжного ручного труда повышает стоимость, но не эстетической или культурной ценности. Это чистой воды бизнес, вроде унитаза из золота в форме дикобраза.
Злые языки поговаривают, что сталь для «парЕнЬских ножей», а то и готовые клинки, В. К. Сушко покупает готовые, и даже называются центры сталелитейного производства: в Златоусте, Москве, Нижнем Новгороде, Туле. Вполне возможно, ведь не из игл же для швейных машин В. К. Сушко отковывает клинок, хотя и использует для этого всё же не промышленную сталь, разработанную специально для ножей, а «сталь изношенных дизельных клапанов, структура которой изменена после холодной ковки» (Ярослав Зверев «Традиции и искусство клинка», «(Российская) Охотничья газета» за 20.12.2000 издательского дома «Московский комсомолец», http://www.mk.ru/blogs/idmk/2000/12/20/ROG/652/ ). Если быть точным, то с некоторого времени он перестал отковывать, а нанял кузнеца Виктора Шаповалова. Причина была веская — у В. К. Сушко ковать получалось «не очень»: в репортаже Анны Евстратовой «Корякские мастера возрождают забытое искусство» за 05.01.2007 ( http://www.5-tv.ru/news/1858/ ) на телерадиокомпании «Петербург — Пятый канал» говорится: «Сейчас мастер ковкой клинка не занимается. Есть с десяток работ, для которых лезвие ковал он сам». Зато теперь, чтобы иметь основания прибрать клинок в руках, В. К. Сушко «при каждой ковке присутствует обязательно». А так — полное разделение труда: кто-то куёт, кто-то вырезает ручку, а В. К. Сушко выполняет чисто менеджерские функции. Иногда ещё сделает грубый эскиз — это называется «замысел». А так он старается как можно меньше использовать готовой продукции, а старается привнести в него как можно больше ручного труда. Ну, это как если бы кафельщик за то, что положит плитку, которая стоит один рубль, один рубль, то за плитку в сто рублей он получит уже сто рублей. Это напоминает эстрадного певца Филиппа Киркорова: он, бедный, постоянно тщится доказать, что поёт без фонограммы, и действительно, поёт без фонограммы, но вот песни и исполнение у него от этого лучше не становятся. Так же и у В. К. Сушко: то, что он делает, называется не ножами, а продукцией. Для изготовления ручки ножа применяются «традиционные северные материалы»: клык (морж), кость, рог (баран, лось, олень), дерево, но чаще всего — клык и рог, потому что они дороже и работа с ними стоит дороже, а значит, и навара с них больше.
О ЦЕНАХ НА «ПаРЕНьСКИЙ НОЖ ОТ В. К. СУШКО»
Судя по всему, свои ножи В. К. Сушко разделяет, в частности:
— на рабочие и сувенирные (подарочные, один нож так и называется — «Подарочный»; интересно, а арбалеты «подарочные» Сушко случайно не планирует начать «изготовлять»?),
— на «пареньские» и «непареньские» (просто «от Сушко», так сказать, зонтичный бренд, на который высокая цена с «пареньских ножей» кочует на «непареньские, но от Сушко»).
На 2009 год стоимость «непареньских» ножей «от Сушко» начинается с 20 тысяч рублей — минимум столько стоит «рабочий нож» из «Туристической серии», изготовленный на базе «оружейных мастерских» «Златко» ( http://www.zlatko.biz ) в городе Златоусте Челябинской области. Такое «златоустовское клинковое оружие» выпускается под маркой и с гравировкой чуть ли не на пол-лезвия «Златко — Сушко». Положа руку на сердце, серия должна называться не «туристической» (то есть предназначенной для туристической отрасли — это вроде бус и тупых топоров для аборигенов), а «туристской» (предназначенной для туристов, чтобы брать в походы).
В упоминавшемся выше интервью за 13.03.2007 газете «„Аргументы и факты“ — Камчатка» на вопрос «Если не секрет, ремесло приносит вам доход?» В. К. Сушко отвечает: «Никогда не отвечаю на этот вопрос. Это всё равно, что спрашивать у женщины, сколько ей лет (смеётся). Конечно, приносит — на хлеб с колбасой я зарабатываю. Но, как говорится, у смерти карманов нет. Для меня сейчас гораздо важнее то, что я теперь буду жить вечно — в своих работах».
А о цене на «пареньские ножи» можно судить по кокетливой записи на главной странице официального сайта «мастера Владимира Сушко» (который называется «Пареньские ножи», а URL-адрес пишется как VladimirSushko.com, что, по замыслу, ставит между ними знак равенства). Уведомление о цене построено в виде якобы вопроса и якобы ответа:
«Вопрос. Мой знакомый купил Ваш пареньский нож. Он очень доволен, но неужели нож может стоить девяносто тысяч рублей?
Ответ. Может стоить и значительно больше. Нож, который Вы себе заказываете, изготовляется в течение 3—4 месяцев, абсолютно уникален и не имеет аналогов. Цена зависит от выбора природных материалов, сложности дизайна и производства».
Хочется обратить внимание, что числительное «девяносто» написано буквами, а не набрано цифрами, чего ни один нормальный человек делать не будет. Как известно, числительное пишут словом тогда, когда нужно избежать возможной описки, неточности (в юридических документах дублирование чисел словами является обязательной нормой). А то вдруг ошибутся на порядок и подумают, что «стоит» не 90, а 9 тысяч.
Из-за дороговизны, многие «уникальные пареньские ножи» долгое время «находятся (хранятся) в частных коллекциях» (это надо понимать, что дома у распространителей, которые организуют охоту и туристические туры для богатеньких буратин), но, если надо, для вас, господин хороший, их изымут и вам продадут. Особенно умиляет тактика: «Поглядите, какой хороший нож — он изготовлен в единственном экземпляре! Но, если вы хотите, мы вам тоже изготовим его в единственном экземпляре!» (здесь должна быть пара безоболочных смайликов). В каждом (!) предложении есть и раболепное «Пожелания заказчика учитываются», чего настоящий мастер никогда бы не допустил, тем более, если он блюдёт некий стандарт «парней из селения Парень, что на реке Парень».
Кроме этого, В. К. Сушко применил и нетривиальный, но весьма действенный ход — выставил свои ножи в нескольких музеях. Одним выстрелом заяц убивается в оба глаза: во-первых, «производитель „ножей“» В. К. Сушко получает долговременную и бесплатную витрину для рекламы, а во-вторых, теперь эти ножи можно позиционировать как «таки вони ценнiе, шо их как образец музей к собi забрав». Ай, да Сушко, ай, да ножедел! (просьба часть слова «нож» рассматривать как «брак»).
В общем, «парЕнЬский нож» — сугубо коллекционный, не лучше и не хуже прочих авторских кустарных самоделок. Больший интерес представляет аутентичный паренский нож, но таких по объективным причинам просто нет: изготавливали их, во-первых, мало, во-вторых, давно, в-третьих, пользовались часто, в-четвёртых, никакой особой ценности не представляли, так что до сегодняшнего дня сохраниться не могли по определению.
СТАТЬЯ «ПАРЕНСКИЙ НОЖ» В ВИКИПЕДИИ
«
В настоящее время под этим названием подразумевается нож с клинком из разнородного композитного материала (реже из гомогенной стали), откованного вручную. По форме и размерам близок саамскому ножу „леуку“. Обух прямой, ширина клинка постоянна по его длине, к острию клинок сходится по сравнительно крутой дуге, не образуя ярко выраженного колющего кончика. Форма клинка одинаково хорошо приспособлена и для реза, и для рубки. Неразвитая колюще-протыкающая функция компенсируется использованием парного малого ножа с узким клинком, применяемого в качестве шила, свёрла и т. п. Рукоять паренского ножа обычно простой формы, без выступов и выемок, одинаковая в сечении по всей длине, либо слабо расширяющаяся к концу. Выполняется рукоять из берёзового капа, рога, кости и иных традиционных материалов. Часто указывают на такую особенность паренского ножа, как разная твёрдость лезвия и обуха клинка.
<…>
В настоящее время под названием паренских на Камчатке производятся украшенные ножи с использованием ценных материалов, художественной резьбы и т. д., то есть во главу угла ставится внешняя отделка. Нож, известный выдающимися рабочими качествами, превращён в дорогой сувенир. В то же время не угасает живой интерес к паренскому ножу как со стороны любителей, так и производителей ножей: паренский нож представляет собой раскрученный бренд, поддерживаемый многочисленными легендами и возрождение легендарного изделия может стать коммерчески успешным.
»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если вам нужен действительно хороший нож (а не размалёванная ручка), купите тот, что делается из современной (легированной) стали — он точно будет лучше резать и стоить на порядок дешевле.
2. Разновидности паренских ножей. Металл для паренского ножа
3. Технология изготовления паренского ножа. Миф о паренском ноже
4. Советский период "паренского ножа". Современная судьба селения Парень
5. "Паренский нож" и "Пареньский нож от Сушко". Паренские ножи становятся брендом. Выставки пареньского ножа.
ПОЧЕМУ «ПаРЕНСКОГО НОЖА» НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Потому что его нельзя атрибутировать. Если у вас будет тысяча ножей, «узнать» пареснкий нельзя. Все «паренские ножи» разные, нет стабильного качества и единообразия — кроме тех, что делались для оленеводов по госзаказу, но такие ножи стандартны.
«А был ли ножик?». Ножи — были, «паренского ножа» — не было.
ПОЧЕМУ «ПАРеНьСКИЕ НОЖИ» СУЩЕСТВУЮТ
Потому что они тоже, как и «паренские ножи», разные (чуть ли не любой нож можно при желании выдать за «паренский»). Буйно разные. В. К. Сушко дал волю своей фантазии.
«Пареньский нож» не имеет ни единой технологии изготовления, ни единого состава стали. «Паренский нож» — это не больше чем географическое понятие, некая торговая марка, под которой в разное время могут продаваться разные вещи (как под маркой нидерландского концерна «Phillips» в 1891 году производились одни электрические лампы, а в 2009-м — уже совсем иные).
ПАРЕНСКИЕ НОЖИ СТАНОВЯТСЯ БРЕНДОМ, ИЛИ СКАЗАНИЕ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕ В. К. СУШКО
Знакомьтесь — Владимир Константинович Сушко:
— 1957 год: родился в г. Кременчуг (Полтавская область, Украина);
— 1972 год: окончил Кременчугское лётное училище гражданской авиации (КЛУГА, специализация — вертолёты, находится в, с 1993 года переименован в Кременчугский лётный колледж, www.flightcollege.com.ua );
— 1973 год: переехал на Камчатку, где не то 20 (не то 29 — не понятно из-за опечатки) лет проработал по специальности («летал командиром корабля», как написал какой-то неуч);
— 1985 год (в стране разгорается зарево цээрушной «Перестройки», начинают вылазить кулаки и расправлять плечи прочие эксплуататоры-капиталисты): организовал в Петропавловске-Камчатском «творческую мастерскую»: 683011, Россия, г. Петропавловск-Камчатский, посёлок Халактырка, ул. Полевая, д. 25, оф. 7, тел.: +7 (902) 464-51-01, специализация — резьба по кости и дереву на псевдонациональные мотивы. Продукция, судя по всему, предназначена сугубо на потребу иностранным туристам (т. е. дегенератам, ничего не смыслящим в русской культуре: им всё рано — что в зоопарке обезьянам рожи корчить, что на русский Север за «самоварной хохломой» ехать);
— 1997 год: начал создавать авторское холодное оружие, «выписал из Тулы» кузнеца Анатолия Блинова, учился у него ковке, но так её и не освоил, создав к 2007 году всего «с десяток» работ, откованных лично. Сейчас ему все ножи куёт тоже «выписанный из Тулы» кузнец Виктор Шаповалов. С Анатолием Блиновым Сушко, по-видимому, расстался;
— примерно 2006—2007 год — выделение земли, 2007 — 2008 — начало строительства в Петропавловске-Камчатском «города мастеров» («православного города мастеров»), который стилизован под древнерусский посад. По сути, это комбинат по производству сушковских ножей и художественной резьбы по дереву и кости его дочери, эксплуатирующие местный колорит и имитирующие традиции малых северных народов. Будет в городке и кузня (производство лезвий для ножей), и мастерские (производство рукояток для ножей), и музей имени себя (музей декоративно-прикладного искусства, где основа экспозиции — собственный новодел), и школа для обеспечения своего «бизнеса» новыми наёмными рабочими, и культурный центр (для барыг такими «центрами» раньше обычно служил какой-либо ресторан, кафе или пивная). Планируется в этот «город» привлекать туристов не только с Камчатского края, но и со всего Дальнего Востока.
В 2009 году на В. К. Сушко горбатится бригада: Анатолий Блинов (может, уже и ухал), Влад Коерков, Артём Колегов, Виталий Лотарёв, Нина Мейныринтына, Равиль Файзулин, Виктор Шаповалов и, возможно, др.
Производство «пареньского ножа» — семейное предприятие: изготовление стального клинка наёмным кузнецом Виктором Шаповаловым курирует сам В. К. Сушко, а производство рукояток «наёмными мастерами» — его дочь Анастасия (сама тоже «художник-резчик по кости»).
«Пареньский нож» — это обыкновенная легенда, которая есть у каждого коммерческого предприятия, суть такой легенды — что когда-то было нечто хорошее и чудесное, и фирмочка является единственным правопреемником всех-превсех секретов. Легенда о «пареньском ноже» создана искусственно в последнее десятилетие XX века, когда в России возникло частное предпринимательство, и дельцы создали для коллекционеров на пустом месте миф о чудо-ноже, якобы обладающим необычайными режущими свойствами.
Как некое достоинство, В. К. Сушко позиционирует себя как «единственного на Дальнем Востоке члена Союза оружейников России». Ну, а то, что этот союз, созданный в 1994 году, объединяет производителей огнестрельного оружия (нож, напомним, — холодное оружие), В. К. Сушко не очень смущает — у него любое лыко в строку (в пиар).
В. К. Сушко также учредил гражданский (личный родовой?) герб, который в октябре 2007 года зарегистрировал в Петропавловске-Камчатском ( sovet.geraldika.ru/article.php?coatid=19429 ), разрабатывал детали герба и рисовал его художник Михаил Юрьевич Медведев ( sovet.geraldika.ru/part/46#hatme ), председатель «первой и единственной в России „специализированной“ независимой организации, объединяющей практиков в сфере геральдического искусства» «Гильдия геральдических художников» (sovet.geraldika.ru/part/24 ), эта, простите, гильдия, была учреждена 21.02.2006 «ведущими российскими художниками-геральдистами», количеством пяти человек (здесь должен быть ваш смайлик). В общем, куда ни кинь, всюду барыги-сушкинисты. Как говорится, «рыбак рыбака видит издалека», «рука руку моет» и всё в том же духе. Насладимся же выдержками из описания «герба», в которых упоминается паренский нож (особо следует заметить, что в торговой марке В. К. Сушко использует новояз «парЕнЬский нож», а при описании герба незаконно употребляет выражение «пАренский нож»): «В серебряном поле под лазоревой главой, усеянной золотыми листами, веерообразно сложенными по трое, и обремёненной серебряным ножом с золотой, оправленной в серебро, рукоятью, — чёрное восстающее чудовище, имеющее голову и распростёртые крылья ворона, а туловище и задние лапы — медведя. <…> Главные элементы герба — паренский нож и фантастическое существо, объединяющее черты ворона и медведя. <…> Нож формально не считается основной фигурой герба — эта роль принадлежит ворону-медведю. Но нож помещён на более почётном месте — он венчает композицию в щите. Таким образом, обе эти фигуры пребывают в смысловом равновесии». Примечательно, что В. К. Сушко назван здесь честно: «изготовитель уникальных паренских ножей», через запятую также указано: «художник» (рисует эскизы московских закатов, куда он регулярно летает «на выставки»?). Судя по всему, регистрацией герба В. К. Сушко, во-первых, пытается закрепить за собой шлейф слухов как о «мастере» именно «паренского ножа», а во-вторых, неформальными средствами «приватизирует» «паренский нож» как понятие.
ВЫСТАВКИ «ПАРеНьСКОГО НОЖА»
«ПарЕньские ножи» от В. К. Сушко активно выставляет уже много лет. Выставки самого разного уровня (вернее, названия): региональные, всероссийские, международные… Нужно признать, что российские «международные выставки» известны, в основном, только в России, и сильно напоминают американские «чемпионаты мира» по плеванию косточкой между двумя городками. Перечислять все «награды» вряд ли имеет смысл ввиду скромности самих «выставок». Ножи же активно позиционируются В. К. Сушко как «возрождение и развитие национальных художественных промыслов народов Севера». Как скал бы Остап Бендер, «хорошо излагает, учитесь».
А вот пример громкой экспозиции: в 2004 году в выставочном зале Успенской Звонницы Московского Кремля проходила выставка «Клинки России»-2004, тема — «Авторское художественное холодное оружие» ( www.kreml.ru/ru/main/press/conference/2004/blade/news_release/ ). «Нож в ножнах на подвеске „Камчатские предания“» от В. К. Сушко ( www.kreml.ru/ru/main/exhibition/visit/2004/blade/hall03/exhibit/ ) был взят на выставку как представитель «этнического стиля» — тогда это была первая выставка подобного рода. В 2008 году выставка «Клинки России»-2008 проходит под вывеской «Современное художественное холодное оружие», и здесь тоже представлен нож В. К. Сушко «Пареньский».
Недавний пример: три месяца назад на XVIII Международной выставке «Клинок — традиции и современность»-2008, проходившей 6—9 ноября 2008 года в Москве, ножи от Сушко были признаны лучшими в нескольких номинациях. Выставка, на самом деле, как и большинство прочих, небольшая, кулуарная, даже скромная, участвовали «представители» 5 стран: России, Германии, Финляндии, Швеции и Японии.
Сушко утверждает, что его ножи хранятся в Оружейной Палате и в Лувре, правда, никогда не уточняет статус, вид экспозиции, что весьма странно, и потому навевает на подозрения, что они там чисто территориально, то есть буквально «хранятся». Единственное, что достоверно известно — что нож Владимира Константиновича со «скромным» названием «Константиныч» (напомним, что это якобы «настоящий пареньский нож», сделанный по заветам, технологиям и с приплясываниями паренцев из селения Парень) действительно некоторое время — до 2006 года — хранился в Оружейной палате, но и в 2007 году (и позже) В. К. Сушко утверждает, что его работы, как зеницу ока, хранит Оружейная Палата.
Избыточной скромностью В. К. Сушко и раньше никогда не страдал — засветившееся в прессе его ИЧП (индивидуальное частное предприятие) называлось незатейливо: «Сушко».
«ПАРеНьСКИЙ НОЖ» «ПаРЕНСКОМУ НОЖУ» НЕ ТОВАРИЩ, А ГОСПОДИН
В. К. Сушко на своём сайте vladimirsushko.com уведомляет: «Торговый знак „Пареньские ножи“ [в 1997 году] оформлен официально и защищён российским и международным законодательством». Не хуры-мухры, да. Кстати, сам В. К. Сушко свои ножи пишет с заглавной буквы: Пареньский нож. В общем, также, как в Библии пишут «Бог», а Владимир Константинович, наверное, ещё и «Деньги», «Денежки» и словосочетания «Я сама Бескорыстность» и «Золотой Делец».
Сам В. К. Сушко мотивирует, что написание «пареньский» с мягким знаком аутентично местному произношению. Но, во-первых, принцип «как слышу — так и пишу» — это вопиющая безграмотность (московский выговор слова «Москва» — [масква]), во-вторых, скорее всего, причины имеют коммерческое обоснование: «паренский» с мягким знаком (и, к тому же, со смещённым ударением) является абсолютно новым словом, никто не сможет его оспорить, при этом «парЕнЬский» до смешения схож с «пАренский» и может использовать все выгоды от его известности (кстати, на использование в названии фирмы определения «российский» нужно специальное разрешение государственных властей, которое выдаётся, только если фирма соответствует определённым, весьма жёстким требования, которые позволяют ей достойно представлять Россию).
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ПАРеНьСКИЙ НОЖ ОТ В. К. СУШКО» КОРЯКСКИМ «ПаРЕНСКИМ НОЖОМ»?
Ответ на этот вопрос однозначен: нет, не является. «ПарЕнЬские ножи» В. К. Сушко что угодно, но только не «пАренские ножи»: форма лезвия, стили и другие параметры и у тех, и у других галопируют, как голодная блоха на аркане.
Про технологию изготовления В. К. Сушко как-то не очень любит распространяться. В 2000 году, как упоминалось выше, «вместо уже общепринятой в производстве клинков стали 65Х13, [у него] используется сталь изношенных дизельных клапанов, структура которой изменена после холодной ковки». Примерно в 2004—2007 годах В. К. Сушко пытался в разных журналах что-то рассказать о якобы применяемой (и якобы им) «технологии» изготовлении ножей, но у многих любителей ножей, которые сами кустарно их делают для себя, эти откровения вызвали здоровый скепсис и посеяли сомнения в профессионализме автора. Некоторые энтузиасты пытались на практике применить описанную В. К. Сушко нехитрую технологию, но потерпели фиаско, получив некачественный продукт.
Чтобы убедиться в «профессиональности» В. К. Сушко, достаточно взглянуть на заставку его сайта http://www.vladimirsushko.com : «мастер-оружейник Владимир Сушко» сфотографирован проверяющим нож на прямоту обуха — знаменитый своей остротой «паренский нож» «мастер» положил себе на указательный палец. Тут уж не до смеха, когда «ножи» делают такие «мастера». Остаётся процитировать уже упоминавшуюся статью кузнеца-оружейника А. Б. Архангельского «„Пареньский нож“ — легенды и быль» ( http://www.arhangelskie.com/stat_9.html ), которую он написал в 2007 году после плотного общения с В. К. Сушко ( http://talks.guns.ru/forummessage/5/246202.html ), т. е. фактически по его «рассказам» (лучше сказать «россказням»): «Несмотря на невысокую твёрдость лезвия, пареньские ножи при обычных работах долго сохраняли заточку и отличались какой-то особой остротой, когда лезвие при пробе буквально впивалось в ладонь». «Впивалось» — слышите, Владимир Константинович? «При пробе — впивалось».
Ещё одно свидетельство о псевдособирателе «крупиц» (трухи?) «секретов» паренских кузнецов: В. К. Сушко утверждает, что провёл большое этнографическое исследование и проанализировал материалы и пришёл к выводу, что паренские ножи назывались так потому, что ковались в селении Парень. Но, как мы видели выше, даже сведений, которые есть в интернете, хватило, чтобы установить, что паренские ножи — это не столько сделанные в селении Парень, сколько теми, кому принадлежало селение Парень — эти люди жили как минимум в восьми селениях, и Парень было отнюдь не основным, а зимним, т. е. пустовавшим большую часть года. Постоянным селение он стал в XIX веке, если не в XX.
Всё это позволяет характеризовать предпринимателя В. К. Сушко даже не как коммерсанта (в слове «коммерсант» заложен больший негативный смысл — близкий к «спекулянт, стремящийся к наживе любыми средствами»), а как барыгу.
Ножи «от Сушко», быть может, и хороши для коллекционеров та называемого «авторского оружия», но никакого отношения к корякскому оружию вообще и ножам паренских коряков в частности оно не имеет. Его «ножи» не подделка, а поделка (игрушка непонятного назначения и сомнительного достоинства), весь вопрос, кому оно надо. Продукция «от Сушко» — это что-то вроде пластмассовых бус, которые тоннами продают туристам в США, выдавая за «ручную работу из натурального камня» горстки аборигенов — индейцев. Другими словами — это такой ширпотреб для тех, у кого деньги шальные и у кого не развит вкус (как правило, эти качества идут рука об руку), ну, что-то вроде поддельных бриллиантов для выхода в свет (похвастать ножом дома перед гостями или положить на видное место в кабинете — гости, не будучи знатоками, естественно восхитятся). Тех, кто не признаёт «ценности» «парЕнЬских ножей от В. К. Сушко», он попросту обвиняет в плохом вкусе: «Для настоящих ценителей мастерства Пареньские ножи являются необыкновенным образцом совершенства» (орфография сохранена). Ценность «„ножей“ от В. К. Сушко» определяется, конечно же, не их режущими качествами (так как, в любом случае, современная дешёвая сталь будет стократ лучше кустарщины из металлолома), ни даже живописной ручкой из кости или гравировкой на лезвии (хотя это может действительно оказаться произведением искусства), а, как это не парадоксально, ценой, которую В. К. Сушко просит (здесь больше подходит слово «заламывает») и которую ему всё же платят. Логика здесь вывернута на изнанку: если столько платят — значит, оно столько стоит. Кроме этого, стоимость ножа можно искусственно поднять, сделав его подарочным, в том числе и для женщин — такие В. К. Сушко рекомендует инкрустировать бриллиантами («А если вы всё ещё сомневаетесь, что подарить — нож или бриллиант, вмонтируйте камушек в рукоять ножа. И восторгам не будет предела»): понятно, что дорогим ножом слабая женщина, да ещё боящаяся схватить посильнее за ручку, чтобы, не дай-то бог, бриллиантик не выскочил, вряд ли будет делать то, что должен делать нож, поэтому в таком «подарочном женском ноже» вопрос о качестве (твёрдости) лезвия вообще отступает на третий, если не на пятнадцатый план. А между тем в ноже главное — это твёрдость лезвия (затем — удобство хвата, работы). Обратимся к сайту В. К. Сушко:
«Вопрос. Я — охотник-промысловик. Скажите, пожалуйста, как долго клинок Пареньского ножа сохраняет остроту?
Ответ. Это — важный вопрос. Пареньским ножом вы можете снять шкуру с медведя или лося без дополнительной правки».
Ух, ты, как интересно, но вот беда: есть самые обычные промысловые ножи (с советскими ГОСТами и прочими атрибутами), которые и две шкуры лося могут снять без «дополнительной правки». И что, если нож требует одной правки, такой нужно выбрасывать?
«ПарЕньские ножи» от Сушко кто-то метко назвал «впареньскими». Таковыми они и являются: для ножа слишком дороги, а как произведение искусства — сомнительны, потому что применение дорогих материалов и многомесячного каторжного ручного труда повышает стоимость, но не эстетической или культурной ценности. Это чистой воды бизнес, вроде унитаза из золота в форме дикобраза.
Злые языки поговаривают, что сталь для «парЕнЬских ножей», а то и готовые клинки, В. К. Сушко покупает готовые, и даже называются центры сталелитейного производства: в Златоусте, Москве, Нижнем Новгороде, Туле. Вполне возможно, ведь не из игл же для швейных машин В. К. Сушко отковывает клинок, хотя и использует для этого всё же не промышленную сталь, разработанную специально для ножей, а «сталь изношенных дизельных клапанов, структура которой изменена после холодной ковки» (Ярослав Зверев «Традиции и искусство клинка», «(Российская) Охотничья газета» за 20.12.2000 издательского дома «Московский комсомолец», http://www.mk.ru/blogs/idmk/2000/12/20/ROG/652/ ). Если быть точным, то с некоторого времени он перестал отковывать, а нанял кузнеца Виктора Шаповалова. Причина была веская — у В. К. Сушко ковать получалось «не очень»: в репортаже Анны Евстратовой «Корякские мастера возрождают забытое искусство» за 05.01.2007 ( http://www.5-tv.ru/news/1858/ ) на телерадиокомпании «Петербург — Пятый канал» говорится: «Сейчас мастер ковкой клинка не занимается. Есть с десяток работ, для которых лезвие ковал он сам». Зато теперь, чтобы иметь основания прибрать клинок в руках, В. К. Сушко «при каждой ковке присутствует обязательно». А так — полное разделение труда: кто-то куёт, кто-то вырезает ручку, а В. К. Сушко выполняет чисто менеджерские функции. Иногда ещё сделает грубый эскиз — это называется «замысел». А так он старается как можно меньше использовать готовой продукции, а старается привнести в него как можно больше ручного труда. Ну, это как если бы кафельщик за то, что положит плитку, которая стоит один рубль, один рубль, то за плитку в сто рублей он получит уже сто рублей. Это напоминает эстрадного певца Филиппа Киркорова: он, бедный, постоянно тщится доказать, что поёт без фонограммы, и действительно, поёт без фонограммы, но вот песни и исполнение у него от этого лучше не становятся. Так же и у В. К. Сушко: то, что он делает, называется не ножами, а продукцией. Для изготовления ручки ножа применяются «традиционные северные материалы»: клык (морж), кость, рог (баран, лось, олень), дерево, но чаще всего — клык и рог, потому что они дороже и работа с ними стоит дороже, а значит, и навара с них больше.
О ЦЕНАХ НА «ПаРЕНьСКИЙ НОЖ ОТ В. К. СУШКО»
Судя по всему, свои ножи В. К. Сушко разделяет, в частности:
— на рабочие и сувенирные (подарочные, один нож так и называется — «Подарочный»; интересно, а арбалеты «подарочные» Сушко случайно не планирует начать «изготовлять»?),
— на «пареньские» и «непареньские» (просто «от Сушко», так сказать, зонтичный бренд, на который высокая цена с «пареньских ножей» кочует на «непареньские, но от Сушко»).
На 2009 год стоимость «непареньских» ножей «от Сушко» начинается с 20 тысяч рублей — минимум столько стоит «рабочий нож» из «Туристической серии», изготовленный на базе «оружейных мастерских» «Златко» ( http://www.zlatko.biz ) в городе Златоусте Челябинской области. Такое «златоустовское клинковое оружие» выпускается под маркой и с гравировкой чуть ли не на пол-лезвия «Златко — Сушко». Положа руку на сердце, серия должна называться не «туристической» (то есть предназначенной для туристической отрасли — это вроде бус и тупых топоров для аборигенов), а «туристской» (предназначенной для туристов, чтобы брать в походы).
В упоминавшемся выше интервью за 13.03.2007 газете «„Аргументы и факты“ — Камчатка» на вопрос «Если не секрет, ремесло приносит вам доход?» В. К. Сушко отвечает: «Никогда не отвечаю на этот вопрос. Это всё равно, что спрашивать у женщины, сколько ей лет (смеётся). Конечно, приносит — на хлеб с колбасой я зарабатываю. Но, как говорится, у смерти карманов нет. Для меня сейчас гораздо важнее то, что я теперь буду жить вечно — в своих работах».
А о цене на «пареньские ножи» можно судить по кокетливой записи на главной странице официального сайта «мастера Владимира Сушко» (который называется «Пареньские ножи», а URL-адрес пишется как VladimirSushko.com, что, по замыслу, ставит между ними знак равенства). Уведомление о цене построено в виде якобы вопроса и якобы ответа:
«Вопрос. Мой знакомый купил Ваш пареньский нож. Он очень доволен, но неужели нож может стоить девяносто тысяч рублей?
Ответ. Может стоить и значительно больше. Нож, который Вы себе заказываете, изготовляется в течение 3—4 месяцев, абсолютно уникален и не имеет аналогов. Цена зависит от выбора природных материалов, сложности дизайна и производства».
Хочется обратить внимание, что числительное «девяносто» написано буквами, а не набрано цифрами, чего ни один нормальный человек делать не будет. Как известно, числительное пишут словом тогда, когда нужно избежать возможной описки, неточности (в юридических документах дублирование чисел словами является обязательной нормой). А то вдруг ошибутся на порядок и подумают, что «стоит» не 90, а 9 тысяч.
Из-за дороговизны, многие «уникальные пареньские ножи» долгое время «находятся (хранятся) в частных коллекциях» (это надо понимать, что дома у распространителей, которые организуют охоту и туристические туры для богатеньких буратин), но, если надо, для вас, господин хороший, их изымут и вам продадут. Особенно умиляет тактика: «Поглядите, какой хороший нож — он изготовлен в единственном экземпляре! Но, если вы хотите, мы вам тоже изготовим его в единственном экземпляре!» (здесь должна быть пара безоболочных смайликов). В каждом (!) предложении есть и раболепное «Пожелания заказчика учитываются», чего настоящий мастер никогда бы не допустил, тем более, если он блюдёт некий стандарт «парней из селения Парень, что на реке Парень».
Кроме этого, В. К. Сушко применил и нетривиальный, но весьма действенный ход — выставил свои ножи в нескольких музеях. Одним выстрелом заяц убивается в оба глаза: во-первых, «производитель „ножей“» В. К. Сушко получает долговременную и бесплатную витрину для рекламы, а во-вторых, теперь эти ножи можно позиционировать как «таки вони ценнiе, шо их как образец музей к собi забрав». Ай, да Сушко, ай, да ножедел! (просьба часть слова «нож» рассматривать как «брак»).
В общем, «парЕнЬский нож» — сугубо коллекционный, не лучше и не хуже прочих авторских кустарных самоделок. Больший интерес представляет аутентичный паренский нож, но таких по объективным причинам просто нет: изготавливали их, во-первых, мало, во-вторых, давно, в-третьих, пользовались часто, в-четвёртых, никакой особой ценности не представляли, так что до сегодняшнего дня сохраниться не могли по определению.
СТАТЬЯ «ПАРЕНСКИЙ НОЖ» В ВИКИПЕДИИ
«
В настоящее время под этим названием подразумевается нож с клинком из разнородного композитного материала (реже из гомогенной стали), откованного вручную. По форме и размерам близок саамскому ножу „леуку“. Обух прямой, ширина клинка постоянна по его длине, к острию клинок сходится по сравнительно крутой дуге, не образуя ярко выраженного колющего кончика. Форма клинка одинаково хорошо приспособлена и для реза, и для рубки. Неразвитая колюще-протыкающая функция компенсируется использованием парного малого ножа с узким клинком, применяемого в качестве шила, свёрла и т. п. Рукоять паренского ножа обычно простой формы, без выступов и выемок, одинаковая в сечении по всей длине, либо слабо расширяющаяся к концу. Выполняется рукоять из берёзового капа, рога, кости и иных традиционных материалов. Часто указывают на такую особенность паренского ножа, как разная твёрдость лезвия и обуха клинка.
<…>
В настоящее время под названием паренских на Камчатке производятся украшенные ножи с использованием ценных материалов, художественной резьбы и т. д., то есть во главу угла ставится внешняя отделка. Нож, известный выдающимися рабочими качествами, превращён в дорогой сувенир. В то же время не угасает живой интерес к паренскому ножу как со стороны любителей, так и производителей ножей: паренский нож представляет собой раскрученный бренд, поддерживаемый многочисленными легендами и возрождение легендарного изделия может стать коммерчески успешным.
»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если вам нужен действительно хороший нож (а не размалёванная ручка), купите тот, что делается из современной (легированной) стали — он точно будет лучше резать и стоить на порядок дешевле.