Лента: Новости холодного оружия
© Фото из статьи: Андрей Белобородов «Клад, пропавший во время войны, выкопали в Святогорске», региональный еженедельник «Восточный проект» (г. Краматорск, Украина) от 09.04.2009 (www.vp.donetsk.ua/statya.php?vstat=2598).
Полудетективная история позволила по обломанному кавказскому кинжалу найти экспонаты музея, сокрытые в земле более 65лет.
Николай Викентьевич (Викентиевич) Сибилев (Сибилёв?) (1873—1943), украинский археолог и краевед, в частности, вплотную занимался изучением маршрута походя князя из слова о «Полку Игореве» и оставил по этому вопросу несколько научных работ. Выйдя рано — по зрению — на пенсию, а служил он надворным советником (что примерно соответствует военному званию подполковника), Н. В. Сибилев выбирает местом своего нового жительства город Изюм (Харьковская область, Украина, укр. — Ізюм), соблазнившись лишь теми сведениями, что в Изюме прекрасная рыбалка на зеркального карпа — об этом в своих воспоминаниях сообщает Зоя Николаевна, дочь Н. В. Сибилева: «В журнале „Наша охота“, который отец ежегодно подписывал и в котором иногда печатался, однажды была опубликована статья, в которой говорилось, что в Изюме в [реке] Донце водится зеркальный карп. Вот через этого зеркального карпа и было выбрано место проживания — Изюм. Здесь состоялось второе рождение Николая Викентиевича. Здесь он нашел себя, у него появилось любимое дело, которому он отдал всего себя». «Новая охота» — убыточный, но интереснейший санкт-петербургский журнал, который в 1907—1917 годах за свои личные средства издавал охотник и писатель Николай Николаевич Фокин (1869?—1914), после его смерти вплоть до революционного 1917 года журнал поддерживался его супругой Александрой Николаевной. В 1912 году Н. В. Сибилев приехал в Изюм «порыбачить» и навсегда влюбился в этот край, в Изюмщину, куда и перевёз [из Курска?] свою жену Софью Одинцову, учительницу по профессии. Отныне главным делом жизни Николая Викентьевича — в течение примерно 20 лет (20-е — 40-е годы XX века) — стали археологические раскопки на реке Северский Донец и прилегающей к ней Изюмщине. Экспедициями, в которых участвовал Н. В. Сибилев, было открыто более 350 стоянок древних людей.
Лично Николай Викентьевич на основе своей частной коллекции создал два краеведческих музея:
— в 1912 году он переезжает из российского Курска в украинский Изюм, где в 1920 году открывает Изюмский краеведческий музей (укр. Ізюмський округовий музей или Ізюмський окружний музей, после — Ізюмський краєзнавчий музей, www.ikm2002.narod.ru), где помимо археологических древностей также собирает свидетельства недавнего прошлого, который историческим ластиком стирала с лица земли гражданская война и советская власть, — предметы старинного крестьянского и дворянского быта (по этому поводу местное партийное руководство пропесочивало его в прессе: «Так вот что пытается сохранить наш учёный! Не желает ли он реставрировать помещичий строй?»). В 1915 году, через 23 года после открытия музея, профессор А. С. Федоровский (о нём — см. в конце) писал: «Примером большой культурной работы, которая посвящена делу краеведения, есть Изюмский музей». Через 13 лет после открытия, в 1925 году, Изюмский краеведческий музей — благодаря своей возросшей значимости — из местного бюджета был переведён на государственный. На 2008 год в музее насчитывалось около 10 тысяч единиц хранения основного фонда;
— в 1934 году Н. В. Сибилев переезжает в 22 км от Изюма — в посёлок Банное (Банновское, укр. — Банне, с 1964 года — г. Славяногорск, с 2003 года — Святогорск, укр. Святогірськ, www.svyatogorsk.dn.ua) и в том же году, обладая огромной личной коллекцией примерно в 200 тысяч артефактов, в 11-м корпусе Дома отдыха трудящихся (www.svyatogorsk.com) им. Ф. А. Артёма (настоящая фамилия — Сергеев), который с 1922 года расположился в бывшем Святогорском монастыре XV века (с 2004 года — Свято-Успенская Святогорская лавра), открывает там Святогорский краеведческий музей. Примечательно, что в том же году советское государство открывает в городе и Святогорский филиал Всеукраинского музейного городка, который был более значимый и известный, чем музей Н. В. Сибилева.
На обоих фото: Святогорский монастырь XV века, в котором с 1922 года располагался Дом отдыха трудящихся им. Ф. А. Артёма, а в 1934 году появилась экспозиция Святогорского краеведческого музея Н. В. Сибилева.
Кроме этого, особо ценными с точки зрения истории находками Н. В. Сибилев щедро делится с музеями Москвы, Ленинграда и Украины.
После начала Великой Отечественной войны, уже в 1941 году, Н. В. Сибилев с директором музея — супругой Софьей Одинцовой, сразу же пытается эвакуировать экспонаты Святогорского краеведческого музея — за такую поспешность его критикуют чуть ли не за паникёрство и фактически отказывают в помощи. По мере продвижения фронта по Украине в Уфу эвакуируется Институт археологии Академии наук Украинской Советской Социалистической Республики (АН УССС), но в условиях военного времени перевезти туда же и экспонаты Святогорского краеведческого музея не удаётся. Менее чем через 5 месяцев после начала войны, в ноябре 1941 года, территорию Банного занимают немцы. Не слишком красиво в этих условиях повели себя местные жители — воспользовавшись отсутствием властей и временным невниманием немцев, крестьяне ещё до фашистских захватчиков буквально разграбили музей.
Не известно, какими источниками пользовался автор, но — писатель и публицист, а ныне по совместительству и украинский националист — Александр Андреевич Ольшанский (www.olshanski.ru), уроженец Изюма (1940 г. р.), в своих — ожидающих печати — мемуарах «Все люди — братья?! (Воспоминания и размышления о ХХ веке)» утверждает: «Немцы искали Сибилева на Украине. Он был авторитетным учёным, автором статей о „Слове о полку Игореве“, об остготах [остготы — германская, восточная ветвь готов, готы — племена восточных германцев, близкие по языку северным германцам] в Северном Причерноморье. Немцы хотели заставить учёного подтвердить исконную принадлежность им этих земель. По моим сведениям, встреча с немецким археологом Миллером состоялась в оккупированном Изюме, но это была встреча учёных, не политиков и не врагов».
В январе 1942 года в результате наступления Красной Армии из Банного немцы были выбиты. Музейщикам предстал разрушенный и разорённый музей. Через некоторое время многие музейные экспонаты были обнаружены и изъяты у местных жителей, которые уверяли, что «спасали их от немцев», но при этом не горели желанием добровольно вернуть.
Тем временем из освобождённых районов Украины приходят ужасающие известия о злонамеренном уничтожении немцами памятникам славянской культуры — в частности, ими разграблены, а в большинстве своём просто уничтожены многие музеи Донбасса. В связи с этим в 1942 году в одной из докладных записок в АН УССР Н. В. Сибилев с горечью вынужден констатировать: «40 ящиков экспедиционных материалов, находящихся при мне, и около 20 ящиков Святогорского музея приобретают особую ценность — они сейчас представляют собой почти весь научный багаж, относящийся к восточной Украине». В состав коллекции Святогорского краеведческого музея были, например, «вещи древнеславянские, хазарские, северские, позднекочевнические и татарские», в том числе и находки (сосуд с рунической надписью, вещи из погребения русича с мечом и др.), свидетельствующие о сражениях с половцами князя Владимира Мономаха в 1111 и 1116 годах и князя Игоря Новгород-Северского в 1185 году.
Через три месяца, в мае 1942 года, вновь возникла опасность оккупации посёлка Банное и нового разорения музейной коллекции. Район активно обстреливается противником, принося многочисленные разрушения. Н. В. Сибилев с супругой — директором Святогорского краеведческого музея Софьей Одинцовой закапывают подавляющее число музейных и экспедиционных материалов (Изюмского музея — в г. Изюме, Святогорского — в посёлке Банном), а наиболее ценные же берут с собой и пытаются вывести сначала в Кременное, затем в Старобельск, а потом в Беловодск. Из-за очередного быстрого наступления гитлеровцев коллекцию пришлось спешно бросить и уже просто спасаться свои жизни, иначе можно было попасть в окружение и оккупацию, — так коллекция попала в руки немецкими войскам и, естественно, сгинула. Музейщикам удаётся вырваться и потом добраться до Уфы к своим коллегам из Института археологии АН УССР, где оба продолжают интенсивно заниматься научной деятельностью. Голодающий 70-летний Николай Викентьевич, и без того не отличавшийся большим здоровьем, умирает, не дождавшись отправления музеев из Уфы обратно на Украину (точная дата его смерти не известна — называют и «середину августа 1944 года», и «не позже 1950-го», и даже «конец 1943-го»).
После смерти мужа и освобождения Украины Софья Одинцова одна возвращается сначала в Изюм, где отыскивает и извлекает спрятанную коллекцию, затем в Банное. Но в Банном возникли непредвиденные затруднения: на месте тайника — около дома, где ранее жили Сибилевы — во время войны была похоронена женщина, которую убило осколком мины. Одинцова не решилась потревожить прах покойной. Это место тайника она нигде не описывала, и со временем, тем более после смерти самой Одинцовой, о нём вообще перестало быть хоть что-то известно.
Очевидно, в связи со сменой места жительства (переездом или продажей дома) в середине 70-х годов родственники убитой женщины её перезахоронили — перенесли прах. Прошло почти 30 лет, когда в 1992 году в Донецкий областной краеведческий музей (укр. — Донецький обласний краєзнавчий музей, museum.donetsk.dn.ua) обратился мужчина и предложил купить у него кинжал (см. первое фото), который, несмотря на обломанный клинок, мог быть интересен археологам. Музей, видя явную историческую и научную ценность кинжала, с удовольствием его приобрёл (в СМИ называется сумма в 350 гривен). Спустя некоторое время в одном из археологических сборников было рассказано об этом кинжале, и в 2007 году, прочитав эту статью, обстоятельствами находки и самим кинжалом заинтересовался Виктор (Владимир?) Давыденко, преподаватель кафедры истории и культурологи гуманитарного факультета (www.kegi.com.ua/GF.htm) Краматорского экономико-гуманитарного института (КЭГИ, с 1992 года, укр. — Краматорський економіко-гуманітарний інститут, www.kegi.com.ua/index.html). Встретившись человеком, продавшим музею кинжал, он не без труда выяснил место, где была сделана находка — мужчина, очевидно, найдя и другие ценные вещи, скрывал его, назвав вместо Святогорска (бывшее село Банное) находящийся неподалёку посёлок Татьяновка: будто бы он копал огород и обнаружил какие-то «черепки с надписями» (как позже выяснилось, имелись в виду кремневые изделия с нанесённым чёрной тушью полевым археологическим шифром). Оказалось, что в Святогорске у мужчины не то ранее было домовладение, в земле которого и был найден кинжал, не то он просто по найму или чьей-то по просьбе у кого-то выполнял так какие-то земляные строительные работы, но теперь это домовладение с участком земли принадлежало пожилой женщине.
В 1980 году в тех местах был создан Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник (ныне — Святогірський державний історико-архітектурний заповідник). Именно к его сотрудникам и обратился за помощью В. Давыденко, и в ноябре 2008 года в настоящем месте находки кинжала начались раскопки. Уже первый шурф дал результаты. Всего за 3 дня территория огорода была полностью обследована, из 4-х тайников, залегавших всего в полуметре от поверхности, извлечены в общей сложности 2803 предмета археологии (и каждый был музейным экспонатом — маркирован полевым археологическим шифром), из них абсолютное большинство составляли кремневые изделия каменного (1 млн. 800 тысяч лет назад — IV век во н. э.) и бронзового (III — II века до н. э.) веков: это каменные топоры, молоты, скребки, наконечники стрел, булавы эпохи бронзы и многое другое. Учёные выражают огромную признательность хозяйке, которая позволила им вести на своей земле эти поиски. К апрелю 2009 года уже почти подготовлен каталог, научная же обработка обширного материала продолжается, а в Археологическом музее Святогорска, ко всеобщему удовлетворению, ожидается обновление экспозиции.
Если бы тайники Н. В. Сибилева попали в руки к неспециалистам, к тем же «чёрным археологам», они обогатились бы на миллионы долларов, при этом многие бесценные для археологии и науки предметы, несомненно, были бы безвозвратно погублены.
Вот так внимательность, любознательность и любовь к своему делу — археологии спасла часть коллекции Святогорского этнографического музея Н. В. Сибилева.
На фото: тот самый кинжал, с которого всё началось.
© Фото из статьи: Алла Коник «В Святогорске нашли уникальный клад знаменитого археолога Сибилева», «„Комсомольская правда“ — Донбасс» от 11.04.2009 (www.kp.ua/daily/110409/176516/print/).
При написании этой статьи также использовался материал: О. В. Махортова «Н. В. Сибилев — известный археолог и создатель Изюмского краеведческого музея» (www.maesu.org/2008/12/23/print:page,1,makhortova.html) — доклад на научном семинаре им. А. С. Федоровского в МАЭСУ, где:
— О. В. Махортова — директор Изюмского краеведческого музея;
— МАЭСУ — Музей археологии и этнографии Слободской Украины (с 1998 года, укр. — Музей археології та етнографії Слобідської України, www.maesu.org) при Харьковском национальном университете (с 1999 года — Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, укр. — Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна, www.univer.kharkov.ua). Археологический музей, на основании которого в 1998 году возник МАЭСУ, был основан в 1936 году;
— А. С. Федоровский — Александр Семёнович Федоровский (укр. — Олександр Семенович Федоровський, 1885—1939 гг.), археолог, геолог, в 1936—1939 годах — первый директор МАЭСУ (тогда — Археологического музея).