Лента: Новости холодного оружия
О Тибете знают многие. О мистическом высокогорном крае, о загадочной незримой Шамбале, о провидцах-махатмах. Но огромный пласт военной культуры и истории Центральной Азии, на многие века "законсервированнный" в Тибете, почти полностью ускользал из поля зрения. А ведь в замках-дзонгах сохранились клинки и доспехи, подобные тем, что брали в походы воины Чингиз-хана и Тамерлана. Изучение тибетских реликвий помогает в решении многих проблем оружиеведения.
Сохранность реликвий Тибета удивительна. До сих пор высятся и несут свою службу крепости-дзонги. В Бутане они до сих пор остаются центрами власти, ремесел и торговли. Их стены и башни вмещают "офисы" наместников и чиновников, склады, монастыри и библиотеки, казармы, лавки и мастерские. Не менее могучими твердынями являются многие монастыри. Если резиденции земледельческих кланов вполне готовы выдерживать осаду, что уж говорить о замках феодальной знати. Архитектура исконно тибетская - почти не разделенные на помещения, большие прямоугольные объемы, сужающиеся кверху (что придает им впечатление еще большей высотности), со сплошными массивами каменных беленых стен. Окошки-бойницы, окаймленные расписными "наличниками" , - только на верхних этажах.
Многочисленными контингентами в Тибете традиционно располагали монастыри, отряды состояли из послушников и причетников, существовали личные дружины у светской и религиозной знати. При случае можно было использовать и ополчения кочевников, весьма воинственных и боеготовых, но крайне недисциплинированных.
А вот какую армию "внутреннего" Тибета застали англичане в 1904 г. Высшее командование осуществляли два амбаня - представители маньчжуро-китайского двора. В случае нужды шеститысячное регулярное войско увеличивалось за счет ополчения раз в десять. Большую часть составляла пехота, примерно пятую часть - конница. Система формирования была такой же, как в Бутане. Пехота состояла из лучников, мушкетеров и мечников.
Часть пехоты внутреннего Тибета была облачена в ламеллярные панцири, шлемы с ламеллярными бармицами, имела большие круглые плетенные щиты, часто с железными умбонами и оковками, налокотники из толстенной кожи с железными накладками. Конные стрелки облачались в кольчуги, поверх которых надевался зерцальный доспех из четырех стальных дисков, соединенных ремешками. Голову защищал стальной шлем с козырьком, матерчатыми наушами и назатыльником, со сложным плюмажем из перьев. Ноги защищали толстые широкие штаны и кожаные лопастевидные наножники.
Высшая знать выступала в поход в ламеллярных доспехах, с плетеными щитами. Их кони, с роскошными, убранными узорным серебром седлами и сбруей, ковровыми узорными чепраками, были к тому же защищены полным доспехом из железных пластин, приклепанных к наголовной маске, и ламеллярным способом связанным между собой в нашейнике, нагруднике, прикрытиях боков и крупа. Широкие кожаные окантовки частей конской брони украшались рядами золоченых заклепок, ажурными пластинами и росписью красным, золотым и черным лаком. Так же украшались и крылья седла.
В отличие от внутреннего Тибета, в Бутане и Сиккиме ламеллярный доспех практически не применялся. Здесь полностью господствовала кольчуга, иногда носившаяся вместе с зерцальным доспехом. Надо полагать, применение кольчуг связано с индийским влиянием и торговлей, в самых близких к Индии регионах Тибета она вытеснила тибетский ламеллярный доспех. Бутанские шлемы, чье стальное наголовье аналогично тибетским, всегда имеют длинные науши и назатыльник из ткани и оригинальный, сплетенный из нескольких разноцветных лент, узкий "тюрбан" вокруг околыша. Иногда сталь тульи бутанского шлема целиком скрыта чехлом из искусно соединенных лоскутов нарядных тканей.
Кроме плетеных тибетских, бутанцы использовали небольшие круглые щиты индийского типа - из толстой твердой кожи, склеенной в несколько спрессованных слоев, окрашенной в черный цвет и, на индийский манер, украшенных четырьмя небольшими умбончиками и полумесяцем из стали.
Практически все тибетские мужчины носили за поясом мечи или палаши (почти всегда прекрасные образцы, а часто и шедевры художественного оформления оружия). Их рукояти и ножны оправлялись в чеканное и резное серебро, унизывались кораллами и бирюзой. Шедеврами являются и изящнейшие снаружи, в сплошном ажурном, чеканном, золоченом серебряном уборе бутанские кинжалы со смертоносными массивными трехгранными клинками.
А вот кочевники Кама и Амдо очень любили орудовать тяжелыми дротиками с длиннющими гранеными наконечниками: изготовлявшие их мастера из Лхасы снабжали древко кольцом, CKBOSI которое продевался длинный аркан, привязанный к древку. Благодаря этому, хозяин дротика мог, метнув его, на скаку всегда подтянуть это оружие обратно в свои руки.
Лук был важнейшим оружием тибетцев. На северо-востоке и в центре Тибета лук был аналогичен тем, которые применялись в Монголии и Китае. То есть он был сложносоставным - из дерева, рога, вареных сухожилий, бересты и т.д., большим, М-образным и рефлексивным, с силой натяжения не менее 40 кг. На юго-западе же, особенно в Бутане и Сиккиме, лук делался из нескольких слоев бамбуковых планок, склеенных и связанных волокнами лиан.
Надо сказать, что именно стрельба с коня - причем и из лука и ружья попеременно, поскольку тибетская кавалерия XIX - XX вв. снабжена была сразу обоими видами стрелкового оружия - составляла программу смотра войск лхасского гарнизона, проходившего под Лхасой в начале марта в рамках главного двухмесячного праздника тибетского ламаизма - монлама. Вот как описывает все действо ГЦ. Цибиков, наблюдавший его в самом конце XIX в.: "3 марта. Незадолго до окончания монлама в Лхасу созывается из своих домов по деревням гарнизон тибетского войска. Солдаты прибывают из деревень и размещаются по частным квартирам. Гарнизон этот состоит из пехоты и конницы. Обучение его производится за городом, на северной стороне его, но в городе он в полном своем составе участвует на церемонии дугчжубы... Впереди пехоты ехали военачальники (дабонь или дапены) в конце каждой сотни на лошаках какие-то лица, по-видимому, нечто вроде знаменосцев. Вооружение пехоты: сабли, луки и щиты; на теле - чешуйчатый панцирь, на голове - шлем. Щиты, по-видимому, из плетеного тростника (мелкого бамбука). Впрочем, в вооружении нет единства: некоторые имеют пики, некоторые - луки, а некоторые - фитильные ружья. При вступлении в город, а также при шествии церемонии пехотинцы то и дело палят холостыми зарядами. Конные - также в шлемах и панцирях, в руках у них пики, на спине фитильные ружья с рожками (ножками), на бедрах луки и колчаны с четырьмя стрелами. Военачальники ехали на прекрасных лошадях, в парчевых халатах, в собольих, на маньчжурский образец, шапках с шариками на макушках, вооружение их - лук и колчан с пятью стрелами: на плечах - коротенькая соболья накидка, вроде пелерины.
...Сегодня за городом... происходил своего рода осмотр "конницы". ...По одному краю площади была вырыта прямая неглубокая канавка, на протяжении 100 сажен. ...Подле вышеупомянутой канавки, саженях в 50 друг от друга, были повешены мишени, состоящие из мягкого круга около 0,5 аршина в диаметре. Выезжают всадники к... концу канавки по пять человек, затем скачут по очереди, по одному. Всадник пускает лошадь в галоп. Около первого круга он снимает из-за плеч ружье и стреляет по мишени холостым зарядом, затем, надев ружье, до следующего круга снимает лук, вынимает из колчана стрелу и пускает ее во вторую мишень. Это же самое проделывают и последующие. Несмотря на то, что в мишени приходится стрелять почти в упор, многие промахиваются, и стрелы вонзаются в землю... Кроме того, бывает много неудач: некоторые падают с лошади, некоторые не успевают проделать второй стрельбы, некоторые вместо того, чтобы надеть ружье, роняют его за спину, и т.п., но лошади всегда пробегают безошибочно по канаве, со свойственным тибетской породе смирением".
Именно с такой армией через несколько лет встретился английский отряд Ф.Янгхазбэнда. Он описал внезапные яростные атаки тибетской пехоты, страшные раны, нанесенные тибетскими мечами, и полное бессилие перед европейским оружием - не только пулеметами, но и штыками в умелых руках. Хорошо поставленный тибетский рубящий удар клинком оказался эффективен только при внезапном приближении к противнику вплотную. Спохватившись, британские солдаты - сипаи и гуркхи - заученными движениями штыков поражали размахивавших мечами свирепых тибетцев.
Несмотря на свои художественные и исторические достоинства, шедевры оружейного искусства Тибета XV - XIX вв. поступают на антикварный рынок Запада только в последние полтора десятилетия. Их приобретают и выставляют лучшие музеи мира - Метрополитэн, Ройал Армориз и другие. Открылся гигантский пласт военной культуры, еще не освоенный как следует оружиеведческой наукой. Здесь оказался не только сам Тибет, но и вся Центральная Азия за многие-многие века. Например, изучение тибетского ламеллярного доспеха послужило методической основой, которая позволила раскрыть тайну доспехов воинов Чингиз-Хана. Вооружение тибетских воинов - произведение искусства и материальное воплощение тысячелетней великой Азии.
Использован материал «Оружие», 2004, № 6.