Лента: Новости холодного оружия
Еще недавно, лет пятнадцать назад, трудно было себе представить возникновение интереса к современному художественному охотничьему холодному оружию, истоки которого глубокими корнями уходят в древнейшую историю государства Российского. Да, по жестким формальным требованиям оно продолжает оставаться холодным охотничьим оружием, но все более получает свое развитие по законам художественного творчества. Этим мы обязаны появлению художников-оружейников, достойных продолжения старинных оружейных традиций.
В основу авторского художественного охотничьего оружия в первую очередь положены художественные идеи его мастера. В таком оружии буквально все "работает" на проявление именно его художественной сути - сама форма, конструкция, тонко подобранное сочетание материалов и виртуозно исполненный декор. Но это именно оружие, а не просто предмет декоративно-прикладного искусства. Тем не менее по своему функциональному предназначению авторское художественное оружие по существу не несет ни одной оружейной функции, а является предметом для коллекционирования, подарка; и по существу есть выражение творческой мысли художника. Такое оружие, несомненно, обладает культурной ценностью, не теряя при этом своих качеств холодного охотничьего оружия (как в части использования материалов, так и конструктивных особенностей).
Современный российский художник-оружейник - это не профессия, а призвание, если хотите, дар свыше. Наш рассказ о современных художниках-оружейниках и ювелирах - А.Н. Мешкове и В.Ю. Жукове.
На выставке "Клинки России. Современное авторское холодное оружие", проходившей в апреле - мае 2004 г. в Успенской звоннице Московского кремля был представлен нож «Абаш». Этот нож притягивает к себе внимание даже не столько безупречно изящным мастерством создавших его художников, а некоей ностальгией, сквозящей в плавном и одновременно грустном изгибе его рукояти и четком абрисе явно старинного клинка. Навершие рукояти - копыто дикого жеребца, а на головке и рукояти можно увидеть звездочку - символ души человека, которому посвящена работа.
В основу создания этого охотничьего ножа положена история подлинной дружбы, которая времени неподвластна. Более чем три десятилетия Анатолий Николаевич Мешков был дружен с семьей солиста театра Красной армии Анатолия Абашина, который все свое свободное от вокальной карьеры время посвящал коллекционированию антикварного оружия... Не имея наследников по прямой, коллекцию свою Анатолий Абашин мечтал передать в один из государственных музеев. И обязательно передал бы - если бы пожил еще немного. Увы, после скоропостижной смерти Абашина все оружейные раритеты из его квартиры исчезли бесследно. Единственное, что сохранилось у Мешкова как подарок друга - фрагмент секиры XVII в. из булатной стали, из которого и было решено сделать нож. Теперь клинок ножа искусно украшен прорезным серебряным растительным орнаментом. А гарда - клык моржа и кость мамонта с применением сложной ювелирной техники (серебряно-золотой узор).
"Работа сложилась фантастическим образом, сама собой, - вспоминает Виктор Жуков. - Конечно, были какие-то идеи, эскизы... Но когда все подошло к логическому концу, стало абсолютно ясно, как этот нож должен называться, кому его следует посвятить и кто станет им владеть". Этот нож не продается, поскольку является достойной данью дружбе и преданности оружейному искусству коллекционера и самих художников-оружейников. Ныне он передан в дар Оружейной палате Московского Кремля в память о московском коллекционере оружия А.В. Абашине.
Однажды художники поехали в гости к Софье Ильиничне - вдове умершего друга А.Н. Мешкова Бориса Игнатьевича Свириденко. Тот многие годы проработал реставратором в Политехническом музее, одновременно и был страстно увлечен холодным оружием и коллекционировал его. Софья Ильинична вынесла одну из незаконченных работ супруга и подарила ее художникам. Взяв за основу безупречно выполненный клинок хорошей стали (а сделан он был Свириденко вручную в квартирных условиях), Мешков и Жуков сделали нож в стиле охотничьего европейского оружия - охотничий кортик в стиле немецких оружейников Шафтов, работавших в России еще со времен Петра I. В работе применена сложная ювелирная техника и отделка драгоценными материалами, а в ножнах использована кожа рыбы семги.
Привлекает внимание именной охотничий нож "Волчица", который был создан в старых российских традициях для конкретного человека - любителя охоты и охотничьего оружия. Символика, использованная на рукояти, соответствует году рождения заказчика по Гороскопу (на фотографии виден лунный камень и разработанная авторами личная монограмма владельца). Работа интересна оригинальностью исполнения рукояти в сочетании со сложной ювелирной техникой. Причем рукоять сделана абсолютно несимметрично, а посему охотник может с удобством для себя взять нож как правой, так и левой рукой. К ножу художники сделали красивые и удобные ножны с использованием кожи козы, отделанной серебром.
Охотничий нож "Омут самс" - своего рода "классика в ювелирном исполнении": клинок из нержавеющей травленой стали, а рукоять очень необычна, потому как сделана из оленьих рожек. Гарда и головка ножа выполнены в уникальной ювелирной технике (литые серебряные элементы с накладным золотом растительным узором. Ножны к "Омут самс" тоже очень необычны - из той же кости оленьих рожек, отделаны серебром и золотом.
Охотничий нож "Фамильный" - из серии предметов, приходящих в семью в виде подарков либо наград и передающихся из поколения к поколению - от отца к сыну. На подобных фамильных реликвиях, как правило, используется семейная либо событийная символика (монограмма, фамильный герб, символика из разряда общественных наград). В данном случае на рукояти ножа использована буква "ЯтЪ" - символ качества работ и традиций императорской России. Рукоять выполнена из эбенового дерева с накладным серебряно-золотым орнаментом, в навершии установлен аквамарин в классической оправе. А гарда, также как и головка ножа, выполнена из кости мамонта и украшена серебром и золотом.
Работы А.Н. Мешкова (а он ученик самого Фаберже) и В.Ю. Жукова, несущие в себе дух российской истории и истинных ценностей, не имеющих никакого отношения к новомодным компьютеризированным" технологиям, столь далеких от настоящих исторических и национальных традиций и обычаев нашей Державы. "Нож - это зеркало вашего сердца", - утверждал знаменитый французский коллекционер Симеон Бюскьюре. Поистине такое современное авторское художественное охотничье оружие - произведение кропотливого и упорного труда художника-оружейника, его профессионализма и ручной работы, творческой фантазии, если хотите - эксклюзивный союз Искусств и Ремесел.
- "Единственное украшение, достойное мужчины - оружие" П. Мериме.
Использован материал: «Оружие», 2005 г, № 6
Фото: www.artandphoto.ru; www.sniper.ru.
В основу авторского художественного охотничьего оружия в первую очередь положены художественные идеи его мастера. В таком оружии буквально все "работает" на проявление именно его художественной сути - сама форма, конструкция, тонко подобранное сочетание материалов и виртуозно исполненный декор. Но это именно оружие, а не просто предмет декоративно-прикладного искусства. Тем не менее по своему функциональному предназначению авторское художественное оружие по существу не несет ни одной оружейной функции, а является предметом для коллекционирования, подарка; и по существу есть выражение творческой мысли художника. Такое оружие, несомненно, обладает культурной ценностью, не теряя при этом своих качеств холодного охотничьего оружия (как в части использования материалов, так и конструктивных особенностей).
Современный российский художник-оружейник - это не профессия, а призвание, если хотите, дар свыше. Наш рассказ о современных художниках-оружейниках и ювелирах - А.Н. Мешкове и В.Ю. Жукове.
На выставке "Клинки России. Современное авторское холодное оружие", проходившей в апреле - мае 2004 г. в Успенской звоннице Московского кремля был представлен нож «Абаш». Этот нож притягивает к себе внимание даже не столько безупречно изящным мастерством создавших его художников, а некоей ностальгией, сквозящей в плавном и одновременно грустном изгибе его рукояти и четком абрисе явно старинного клинка. Навершие рукояти - копыто дикого жеребца, а на головке и рукояти можно увидеть звездочку - символ души человека, которому посвящена работа.
В основу создания этого охотничьего ножа положена история подлинной дружбы, которая времени неподвластна. Более чем три десятилетия Анатолий Николаевич Мешков был дружен с семьей солиста театра Красной армии Анатолия Абашина, который все свое свободное от вокальной карьеры время посвящал коллекционированию антикварного оружия... Не имея наследников по прямой, коллекцию свою Анатолий Абашин мечтал передать в один из государственных музеев. И обязательно передал бы - если бы пожил еще немного. Увы, после скоропостижной смерти Абашина все оружейные раритеты из его квартиры исчезли бесследно. Единственное, что сохранилось у Мешкова как подарок друга - фрагмент секиры XVII в. из булатной стали, из которого и было решено сделать нож. Теперь клинок ножа искусно украшен прорезным серебряным растительным орнаментом. А гарда - клык моржа и кость мамонта с применением сложной ювелирной техники (серебряно-золотой узор).
"Работа сложилась фантастическим образом, сама собой, - вспоминает Виктор Жуков. - Конечно, были какие-то идеи, эскизы... Но когда все подошло к логическому концу, стало абсолютно ясно, как этот нож должен называться, кому его следует посвятить и кто станет им владеть". Этот нож не продается, поскольку является достойной данью дружбе и преданности оружейному искусству коллекционера и самих художников-оружейников. Ныне он передан в дар Оружейной палате Московского Кремля в память о московском коллекционере оружия А.В. Абашине.
Однажды художники поехали в гости к Софье Ильиничне - вдове умершего друга А.Н. Мешкова Бориса Игнатьевича Свириденко. Тот многие годы проработал реставратором в Политехническом музее, одновременно и был страстно увлечен холодным оружием и коллекционировал его. Софья Ильинична вынесла одну из незаконченных работ супруга и подарила ее художникам. Взяв за основу безупречно выполненный клинок хорошей стали (а сделан он был Свириденко вручную в квартирных условиях), Мешков и Жуков сделали нож в стиле охотничьего европейского оружия - охотничий кортик в стиле немецких оружейников Шафтов, работавших в России еще со времен Петра I. В работе применена сложная ювелирная техника и отделка драгоценными материалами, а в ножнах использована кожа рыбы семги.
Привлекает внимание именной охотничий нож "Волчица", который был создан в старых российских традициях для конкретного человека - любителя охоты и охотничьего оружия. Символика, использованная на рукояти, соответствует году рождения заказчика по Гороскопу (на фотографии виден лунный камень и разработанная авторами личная монограмма владельца). Работа интересна оригинальностью исполнения рукояти в сочетании со сложной ювелирной техникой. Причем рукоять сделана абсолютно несимметрично, а посему охотник может с удобством для себя взять нож как правой, так и левой рукой. К ножу художники сделали красивые и удобные ножны с использованием кожи козы, отделанной серебром.
Охотничий нож "Омут самс" - своего рода "классика в ювелирном исполнении": клинок из нержавеющей травленой стали, а рукоять очень необычна, потому как сделана из оленьих рожек. Гарда и головка ножа выполнены в уникальной ювелирной технике (литые серебряные элементы с накладным золотом растительным узором. Ножны к "Омут самс" тоже очень необычны - из той же кости оленьих рожек, отделаны серебром и золотом.
Охотничий нож "Фамильный" - из серии предметов, приходящих в семью в виде подарков либо наград и передающихся из поколения к поколению - от отца к сыну. На подобных фамильных реликвиях, как правило, используется семейная либо событийная символика (монограмма, фамильный герб, символика из разряда общественных наград). В данном случае на рукояти ножа использована буква "ЯтЪ" - символ качества работ и традиций императорской России. Рукоять выполнена из эбенового дерева с накладным серебряно-золотым орнаментом, в навершии установлен аквамарин в классической оправе. А гарда, также как и головка ножа, выполнена из кости мамонта и украшена серебром и золотом.
Работы А.Н. Мешкова (а он ученик самого Фаберже) и В.Ю. Жукова, несущие в себе дух российской истории и истинных ценностей, не имеющих никакого отношения к новомодным компьютеризированным" технологиям, столь далеких от настоящих исторических и национальных традиций и обычаев нашей Державы. "Нож - это зеркало вашего сердца", - утверждал знаменитый французский коллекционер Симеон Бюскьюре. Поистине такое современное авторское художественное охотничье оружие - произведение кропотливого и упорного труда художника-оружейника, его профессионализма и ручной работы, творческой фантазии, если хотите - эксклюзивный союз Искусств и Ремесел.
- "Единственное украшение, достойное мужчины - оружие" П. Мериме.
Использован материал: «Оружие», 2005 г, № 6
Фото: www.artandphoto.ru; www.sniper.ru.