Лента: Новости холодного оружия
Наталья Забелина - девушка-кузнец из Тулы
1978 года рождения.
Художественного образования не имеет.
Общий стаж работы в области ручной ковки металла четыре года.
Созданием авторского художественного оружия занимается с 1998 года.
(с) Гильдия кузнецов-оружейников
Прийдя к известному кузнецу Валерию Дмитриевичу Коптеву, Наталья увидела как создается сварной дамасск, и поняла, что это - ее дело.
Подумала и пошла к нему в ученицы.
Первые три недели она колола дрова для кузницы, а было ей тогда семнадцать лет, потом стала работать на точиле, затем стала осваивать кузнечное дело.
Когда сделала первые клещи, то так радовалась говорят, что кузнец, который не сумел сделать клещи это не кузнец, инструмент надо уметь делать самой.
Полгода спустя начала варить дамасск, первый пакет вообще не получился, весь сгорел, второй из массы в три килограмма вышел грамм двести, наверно.
Остальное ушло в непровары или запузырилось, это такое неприятное явление, когда слои с краю зажимаются, проковываются, а в толще металла остается воздух, и этот пузырь при проковке ходит туда-сюда.
Этот воздух из металла выйти не может, пузырь надо вскрывать, либо просверливать, либо разрубать на этом месте, потому что если вовремя не убрать, то при закалке пузырек вздуется и этот клинок можно будет только выбросить.
Сейчас она мастер.
Наталья Александровна вступила в гильдию мастеров-оружейников. В Гильдию так просто не берут, чтобы в нее вступить, надо представить созданное произведение и если его сочтут достаточно высоким по художественному уровню, то примут в гильдию.
Своеобразный цеховой экзамен, как и в старину.
В гильдии состоит очень большое количество мастеров-профессионалов, основной костяк - это Москва, Тула, Питер, Владимир.
Гильдия подала пакет документов в госдуму о пересмотре закона "об оружии" в части изготовления оружия.
Мастера-штучники создают произведения искусства, которое можно год продумывать и сделать одно, в единственном экземпляре, и этим отличается высокохудожесьвенное изделие.
А изготовление оружия это на заводе, где большие серии, на потоке. Сейчас поправки приняты, и мастера имеют законное право заниматься своим делом, на не скрываться от властей.
Раньше все было куда хуже.
Комаров Игорь, историк и оружиевед из Кремля, часто говорит такую фразу "20 век это пробел в холодном оружии, нету его, нет в истории, просто не существует".
Есть 19 век, есть 16, а 20 века нет, потому что было все запрещено под один дурацкий закон.
Впрочем положение сейчас не лучше - мало какие фирмы, не говоря уж о частных мастерах, передают свои изделия или хотя бы образцы поточной продукции в музеи.
А покупать что-либо для пополнения коллекции у музеев денег нет.
Это западные музеи имеют хорошее финанасирование и могут себе позволить покупать отдельные уникальные произведения современного оружейного искусства, не говоря уже об образцах всей выпускаемой серийной продукции.
Первые годы Наталья работала в мастерской своего учителя, но теперь у Натальи своя кузница.
В кузнице стоит горн, над ним вытяжка, рядом пневматический (паровой) молот, между прочим весом в девять тонн, и разуемеется наковальня.
Рядом, в слесарке уже фрезерный станок, сверлильный, точила, и шлифовальный станок.
Горн с нижним дутьем складывал папа Натальи, под ее чутким руководством.
Работа над созданием ножа ими меча начинается с того, что набирается пакет из разных сталей.
Как вы знаете, дамасск - это многослойная сталь, и если нет разницы между слоями в содержании углерода, и легирующих добавок, то это и не дамасск.
Стали идут совершенно разные, от стали 3 до пружинистых сталей, и высокоуглеродистые, и легированные.
В пакете чередуются три вида сталей или сплавов: один из них сильноуглеродистая сталь, другие могут быть марганец- содержащие, иногда используется шарикоподшипниковая сталь, а третий материал в пакете это никель, чистый никель.
Он дает блеск, он не травится, когда готовый клинок травят кислотой, и дает блестящие слои в узоре.
Нарезанные полосы через один складываются и свариваются электросваркой в пакет, чтобы не рассыпались.
Пакет помещается в горн, нагревается до нужной температуры, которую надо соблюсти очень точно - если недогреть, будет непровар, то есть сталь не сварится.
Если перегреть, сталь начнет гореть, это когда при сильном ударе перегретая сталь рассыпается в порошок, это уже не соберешь, только выкинуть.
А при совсем сильном перегреве сталь может вспыхнуть подобно бенгальскому огню.
Температуру стали Наталья, как и многие кузнецы, определяет по цвету. Нужная температура стали это когда она раскалена до соломенного цвета, желто-соломенного ближе к белому, а в градусах это где-то немного побольше 1200 градусов.
Конечно цвтовосприятие штука субъективная, кому-то этот цвет кажется белым.
Потом полосы свариваются в одно единое целое под ударами молота. Когда Наталья начинала заниматься ковкой, она пользовалась тяжелыми молотками, а иногда и девятикилограммовой кувалдой, трудно себе представить, как стройная девушка махала кувалдой. Сейчас у нее есть пневмомолот, и работать стало легче.
Пакет стали варится примерно часа четыре, потом складывается пополам, проковывается, потом еще раз, и так до достижения нужного числе слоев. Получить можно от девяти слоев и до миллиона, но делать последний Наталья никому не советует, потому что при миллионе слоев их не только не видно, выгорает весь углерод, остается мягкий металл, который невозможно закалить и который не держит заточку.
Но это если просто делать по старой технологии - складывать и варить, складывать и варить.
Если вакуум, а сейчас есть технологии ковки в вакууме, то во-первых можно варить нержавеющий дамасск, а во-вторых можно не ограничивать число проковок и делать очень много слоев, а но это сложно там уже и другие цены.
Делает Наталья почти все виды клинков, от перочинных ножей до шашек и мечей, конечно последние делаются на заказ, это эксклюзив в единственном экземпляре, это дорогие вещи, но и очень хорошие.
Заказчики просят делать нож по своему дизайну, то есть они приезжают на фирму, где числится Наталья и говорят, что им надо, делают эскиз.
Если это ее заказчики, то с ними приходится обговаривать все - от рисунка до заточки, потому что некоторые могут нарисовать такой эскиз, что изготовить нарисованное бывает невозможно. Невозможно скажем сделать некоторые сложные долы, которые идут вдоль кромки лезвия и повторяют ее форму, потому что нет специального оборудования, так называемой синусной доски.
Можно сделать долы прямые, можно сделать их немножко изогнутые.
Когда делается дол, в нем вылазиет рисунок, который внутри, то есть чем глубже снимаешь металл, тем больше слоев вылезает, тем лучше видно рисунок.
Он определяется слоями, вышедшими и прервавшимися на поверхности, а прочность - слоями проходящими через весь клинок.
Если бы толщина была бы больше, рисунка не было бы видно совсем, некоторые рисунки дамасска в середине поковки, например мозаичный рисунок весь в середине, а с краю оказывается просто скрученный узор, и мозаика не видна.
На данный момент последний необычный заказ было рогатина на медведя, о ней расскажу поподробнее.
Заказ действительно необычный, пакет первоначально весил 30 кг, после проковки вес уменьшился до 15 килограммов.
Лезвие у рогатины в форме лепестка, в самом широком месте 25 сантиметров, длина 65 см.
- "На эту рогатину я наверно полгода настраивалась, такие уникальные заказы делаются очень долго, в этом случае восемь месяцев, настраивалась психологически, очень сложно все это проварить, чтобы не было непроваров, да и ворочать такую заготовку непросто было." - говорит Наталья.
Трудно сказать, зачем заказывают такие вещи, может быть для коллекции, но возможно и на медвежью охоту будут ходить.
Более типичное изделие, это нож с клинком длиной 160мм, шириной 32-35мм, такие куются в 122 слоя, это самое оптимальное, образуются они просто - сначала 9 слоев, потом 18, потом 36 и дальше, потом выковывается поковка нужной формы, затем обрабатывается и закаливается.
дамасск можно закалить от 46 единиц, то есть практически ничего, и до 71 единиц, даже до 81, что превысит твердость напильника, а в среднем 53 единицы, это самое оптимальное, и заточить можно в любых условиях, и он держит жало хорошо.
Про дамасск сложно сказать, что твердость имеет определенное значение, металл слоистый, и в какой слой пирамидка попадет, может быть разница в несколько единиц. Многие кузнецы делают наварные кромки без никеля, дамасск с никелем мало кто делает, варить его сложно, но Наталье он нравится.
Очень многие кузнецы экспериментируют, ищут новые составы сталей, добавляют никель, ванадий, хотя его очень трудно варить, вольфрам добавляют, от его добавки получается серенькая такая полосочка.
дамасск имеет свою специфику.
Узор, который получается "сам по себе", при проковке, складывании и проковке пакета, называется "диким дамасском" и он считается одним их самых крепких дамассков, в нем нет никаких механических дефектов.
Но узором можно и управлять, например делают нарезной дамасск, еще его называют кольчатый дамасск.
В заготовке после проковки кругом прорезают углубления, затем расширяют эти углубления, чтобы не было защипов, проковывают при определенной температуре, узор в виде колечек получается за счет того, что нижележащие слои в углублениях вылезают наверх.
Еще делают торсированный, или крученый дамасск, когда пакет после проковки скручивают вокруг продольной оси, и проковывают, часто несколько крученых заготовок сваривают в плоскость, получается очень своеобразный узор, называемый букетным.
Вещь, сделанная из дамасска, имеет разные особенности.
Дамасский клинок режет лучше стального, разные слои стали при заточке и при протравке образуют микропилу.
На хорошо заточенном клинке из дамасска ее можно увидеть под микроскопом, такие листочки-зубчики.
Другая особенность дамасска - он любит чистоту.
Если дамасским клинком работаешь, то надо протирать его, пальцем дотронулся до металла, и надо протереть тряпочкой с маслом оружейным, иначе заржавеет.
Капельки влаги попадают на слои и начинается электрохимическая коррозия.
Но если клинок никто не будет трогать руками, то он будет годами стоять, но если дотронулся, надо протереть.
За клинком из дамасска надо следить, тогда ничего с ним не будет, вот коллекционеры например при определенной температуре держат, потому что если на рукоятке есть кость мамонта, то она трескается.
У кузнецов есть примета, если порезался ножом, то он точно уйдет к охотнику.
Создание дамасска это искусство, и искусство живое, развивающееся, в нем сочетаются и старинные и самые современные технологии и оборудование.
Нержавеющий дамасск варят в вакуумных печах, это сложное, громоздкое и дорогое оборудование, в вакуумной камере находятся печь, вернее индукционный нагреватель, паровой или пневматический молот и манипулятор, чтобы обращаться с заготовкой, ведь в вакуумную установку руку с клещами не просунешь.
Западные мастера применяют даже лазеры.
Лазерным лучом в заготовке вырезают узенькую канавку или прорезь, и вставляют в нее полоску металла, затем заготовку проковывают и получают узор с желаемым изображением, могут и бабочку изобразить, и автограф заказчика, и животное изобразить, и вообще что угодно.
В принципе, можно и напильником попробовать сделать что-то похожее, но точности такой не будет, и узор расплывется.
Сейчас мастера постепенно специализируются.
Одни, как Наталья, клиночники, другие рукояточники, граверы и так далее.
Рукоятки сейчас делают не только их дорогих пород дерева, но и из бивня мамонта, а то и из поделочных камней, рукояточники как правило не могут ковать, и заказывают клинки кузнецам, и Наталья среди них. Есть и универсалы, но их мало, например Данилин Сергей из Тулы, но и он сейчас уже стал заказывать клинки, а раньше делал все целиком, от и до.
Кроме клинков под заказ, она делает ножи и по своим идеям, экспериментируя с получением разных узоров.
Зачастую она при этом не продумывает заранее форму клинка, нет, узор и определяет форму клинка, потом под созданный клинок заказывает рукоятку.
В среднем, клинок делается несколько дней, конечно, если заказ срочный, можно и сутки в кузнице проработать, но это тяжело и для здоровья неполезно.
Наталья работает в кузнице каждый день, если есть заказ, делает его, а если нет, экспериментирует, создает новые узоры, или пытается повторить творения масеров прошлого.
В запасниках музеев есть такие шедевры 17 века, что сидишь, думаешь, как можно это сделать.
Родители Натальи с пониманием отнеслись к ее профессии, девушка-кузнец конечно звучит непривычно, их единицы.
Сейчас появилась еще дочь Архангельского, она совсем недавно начала ковать, а уже многому научилась, но как говорит Наталья, "тут нужно созреть головой", а той папа подсказывал, что делать, но только надолго ли хватит той энтузиазма.
(с) АИФ
Наталья работает одна, и принципиально не хочет брать подмастерьев, но ей виднее, ковка процесс творческий и в одиночку думается лучше.
Как всякий мастер, Наталья Александровна Забелина имеет личное клеймо, в виде "березового листочка в белом круге". И если вы увидите в магазине нож с таким клеймом, знайте, что его создала удивительная девушка.
Сама Наталья оружие не любит, ей нравится сам процесс создания его, причем именно сварного дамасска, с булатом не работала и не хочет - просто не лежит душа.
1978 года рождения.
Художественного образования не имеет.
Общий стаж работы в области ручной ковки металла четыре года.
Созданием авторского художественного оружия занимается с 1998 года.
Цитата
Участие в выставках:
Конкурс "Ювелирное и оружейное мастерство России на рубеже веков - "Наши имена", Москва, ГИМ, август-сентябрь 1998 года.
Призер конкурса.
1) "Современное авторское художественное оружие в России", представление одноименного компакт-диска и выставка работ мастеров "Гильдии"; Парадный зал Российского Фонда Культуры, 23 декабря 1999 г.
2) "Клинки России-2000" в Оружейной Палате Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль".
3) "Современное авторское холодное оружие" в Тульском Государственном музее оружия. 18 -24 мая 2002 года.
4) "Оружие, имеющее культурную ценность", Государственная Дума Российской Федерации, 18 октября 2002 года.
5)1-я Международная выставка "Природа, Охота и охотничьи трофеи" 5-8 декабря 2002 года.
6) "Современное авторское холодное художественное оружие" в Тульском Государственном музее оружия. 10 -20 октября 2003 года.
7) Биеннале "Клинки России" - c 6 апреля 2004 г. по 12 мая 2004 г. в Выставочном зале Успенской Звонницы Московского Кремля
8) "Современное авторское холодное художественное оружие" в Тульском Государственном музее оружия. 13 -31 октября 2004 года
9) "Современное авторское холодное художественное оружие" в Тульском Государственном музее оружия. 27 ноября - 18 декабря 2006 года
(с) Гильдия кузнецов-оружейников
Прийдя к известному кузнецу Валерию Дмитриевичу Коптеву, Наталья увидела как создается сварной дамасск, и поняла, что это - ее дело.
Подумала и пошла к нему в ученицы.
Первые три недели она колола дрова для кузницы, а было ей тогда семнадцать лет, потом стала работать на точиле, затем стала осваивать кузнечное дело.
Когда сделала первые клещи, то так радовалась говорят, что кузнец, который не сумел сделать клещи это не кузнец, инструмент надо уметь делать самой.
Полгода спустя начала варить дамасск, первый пакет вообще не получился, весь сгорел, второй из массы в три килограмма вышел грамм двести, наверно.
Остальное ушло в непровары или запузырилось, это такое неприятное явление, когда слои с краю зажимаются, проковываются, а в толще металла остается воздух, и этот пузырь при проковке ходит туда-сюда.
Этот воздух из металла выйти не может, пузырь надо вскрывать, либо просверливать, либо разрубать на этом месте, потому что если вовремя не убрать, то при закалке пузырек вздуется и этот клинок можно будет только выбросить.
Сейчас она мастер.
Наталья Александровна вступила в гильдию мастеров-оружейников. В Гильдию так просто не берут, чтобы в нее вступить, надо представить созданное произведение и если его сочтут достаточно высоким по художественному уровню, то примут в гильдию.
Своеобразный цеховой экзамен, как и в старину.
В гильдии состоит очень большое количество мастеров-профессионалов, основной костяк - это Москва, Тула, Питер, Владимир.
Гильдия подала пакет документов в госдуму о пересмотре закона "об оружии" в части изготовления оружия.
Мастера-штучники создают произведения искусства, которое можно год продумывать и сделать одно, в единственном экземпляре, и этим отличается высокохудожесьвенное изделие.
А изготовление оружия это на заводе, где большие серии, на потоке. Сейчас поправки приняты, и мастера имеют законное право заниматься своим делом, на не скрываться от властей.
Раньше все было куда хуже.
Комаров Игорь, историк и оружиевед из Кремля, часто говорит такую фразу "20 век это пробел в холодном оружии, нету его, нет в истории, просто не существует".
Есть 19 век, есть 16, а 20 века нет, потому что было все запрещено под один дурацкий закон.
Впрочем положение сейчас не лучше - мало какие фирмы, не говоря уж о частных мастерах, передают свои изделия или хотя бы образцы поточной продукции в музеи.
А покупать что-либо для пополнения коллекции у музеев денег нет.
Это западные музеи имеют хорошее финанасирование и могут себе позволить покупать отдельные уникальные произведения современного оружейного искусства, не говоря уже об образцах всей выпускаемой серийной продукции.
Первые годы Наталья работала в мастерской своего учителя, но теперь у Натальи своя кузница.
В кузнице стоит горн, над ним вытяжка, рядом пневматический (паровой) молот, между прочим весом в девять тонн, и разуемеется наковальня.
Рядом, в слесарке уже фрезерный станок, сверлильный, точила, и шлифовальный станок.
Горн с нижним дутьем складывал папа Натальи, под ее чутким руководством.
Работа над созданием ножа ими меча начинается с того, что набирается пакет из разных сталей.
Как вы знаете, дамасск - это многослойная сталь, и если нет разницы между слоями в содержании углерода, и легирующих добавок, то это и не дамасск.
Стали идут совершенно разные, от стали 3 до пружинистых сталей, и высокоуглеродистые, и легированные.
В пакете чередуются три вида сталей или сплавов: один из них сильноуглеродистая сталь, другие могут быть марганец- содержащие, иногда используется шарикоподшипниковая сталь, а третий материал в пакете это никель, чистый никель.
Он дает блеск, он не травится, когда готовый клинок травят кислотой, и дает блестящие слои в узоре.
Нарезанные полосы через один складываются и свариваются электросваркой в пакет, чтобы не рассыпались.
Пакет помещается в горн, нагревается до нужной температуры, которую надо соблюсти очень точно - если недогреть, будет непровар, то есть сталь не сварится.
Если перегреть, сталь начнет гореть, это когда при сильном ударе перегретая сталь рассыпается в порошок, это уже не соберешь, только выкинуть.
А при совсем сильном перегреве сталь может вспыхнуть подобно бенгальскому огню.
Температуру стали Наталья, как и многие кузнецы, определяет по цвету. Нужная температура стали это когда она раскалена до соломенного цвета, желто-соломенного ближе к белому, а в градусах это где-то немного побольше 1200 градусов.
Конечно цвтовосприятие штука субъективная, кому-то этот цвет кажется белым.
Потом полосы свариваются в одно единое целое под ударами молота. Когда Наталья начинала заниматься ковкой, она пользовалась тяжелыми молотками, а иногда и девятикилограммовой кувалдой, трудно себе представить, как стройная девушка махала кувалдой. Сейчас у нее есть пневмомолот, и работать стало легче.
Пакет стали варится примерно часа четыре, потом складывается пополам, проковывается, потом еще раз, и так до достижения нужного числе слоев. Получить можно от девяти слоев и до миллиона, но делать последний Наталья никому не советует, потому что при миллионе слоев их не только не видно, выгорает весь углерод, остается мягкий металл, который невозможно закалить и который не держит заточку.
Но это если просто делать по старой технологии - складывать и варить, складывать и варить.
Если вакуум, а сейчас есть технологии ковки в вакууме, то во-первых можно варить нержавеющий дамасск, а во-вторых можно не ограничивать число проковок и делать очень много слоев, а но это сложно там уже и другие цены.
Делает Наталья почти все виды клинков, от перочинных ножей до шашек и мечей, конечно последние делаются на заказ, это эксклюзив в единственном экземпляре, это дорогие вещи, но и очень хорошие.
Заказчики просят делать нож по своему дизайну, то есть они приезжают на фирму, где числится Наталья и говорят, что им надо, делают эскиз.
Если это ее заказчики, то с ними приходится обговаривать все - от рисунка до заточки, потому что некоторые могут нарисовать такой эскиз, что изготовить нарисованное бывает невозможно. Невозможно скажем сделать некоторые сложные долы, которые идут вдоль кромки лезвия и повторяют ее форму, потому что нет специального оборудования, так называемой синусной доски.
Можно сделать долы прямые, можно сделать их немножко изогнутые.
Когда делается дол, в нем вылазиет рисунок, который внутри, то есть чем глубже снимаешь металл, тем больше слоев вылезает, тем лучше видно рисунок.
Он определяется слоями, вышедшими и прервавшимися на поверхности, а прочность - слоями проходящими через весь клинок.
Если бы толщина была бы больше, рисунка не было бы видно совсем, некоторые рисунки дамасска в середине поковки, например мозаичный рисунок весь в середине, а с краю оказывается просто скрученный узор, и мозаика не видна.
На данный момент последний необычный заказ было рогатина на медведя, о ней расскажу поподробнее.
Заказ действительно необычный, пакет первоначально весил 30 кг, после проковки вес уменьшился до 15 килограммов.
Лезвие у рогатины в форме лепестка, в самом широком месте 25 сантиметров, длина 65 см.
- "На эту рогатину я наверно полгода настраивалась, такие уникальные заказы делаются очень долго, в этом случае восемь месяцев, настраивалась психологически, очень сложно все это проварить, чтобы не было непроваров, да и ворочать такую заготовку непросто было." - говорит Наталья.
Трудно сказать, зачем заказывают такие вещи, может быть для коллекции, но возможно и на медвежью охоту будут ходить.
Более типичное изделие, это нож с клинком длиной 160мм, шириной 32-35мм, такие куются в 122 слоя, это самое оптимальное, образуются они просто - сначала 9 слоев, потом 18, потом 36 и дальше, потом выковывается поковка нужной формы, затем обрабатывается и закаливается.
дамасск можно закалить от 46 единиц, то есть практически ничего, и до 71 единиц, даже до 81, что превысит твердость напильника, а в среднем 53 единицы, это самое оптимальное, и заточить можно в любых условиях, и он держит жало хорошо.
Про дамасск сложно сказать, что твердость имеет определенное значение, металл слоистый, и в какой слой пирамидка попадет, может быть разница в несколько единиц. Многие кузнецы делают наварные кромки без никеля, дамасск с никелем мало кто делает, варить его сложно, но Наталье он нравится.
Очень многие кузнецы экспериментируют, ищут новые составы сталей, добавляют никель, ванадий, хотя его очень трудно варить, вольфрам добавляют, от его добавки получается серенькая такая полосочка.
дамасск имеет свою специфику.
Узор, который получается "сам по себе", при проковке, складывании и проковке пакета, называется "диким дамасском" и он считается одним их самых крепких дамассков, в нем нет никаких механических дефектов.
Но узором можно и управлять, например делают нарезной дамасск, еще его называют кольчатый дамасск.
В заготовке после проковки кругом прорезают углубления, затем расширяют эти углубления, чтобы не было защипов, проковывают при определенной температуре, узор в виде колечек получается за счет того, что нижележащие слои в углублениях вылезают наверх.
Еще делают торсированный, или крученый дамасск, когда пакет после проковки скручивают вокруг продольной оси, и проковывают, часто несколько крученых заготовок сваривают в плоскость, получается очень своеобразный узор, называемый букетным.
Вещь, сделанная из дамасска, имеет разные особенности.
Дамасский клинок режет лучше стального, разные слои стали при заточке и при протравке образуют микропилу.
На хорошо заточенном клинке из дамасска ее можно увидеть под микроскопом, такие листочки-зубчики.
Другая особенность дамасска - он любит чистоту.
Если дамасским клинком работаешь, то надо протирать его, пальцем дотронулся до металла, и надо протереть тряпочкой с маслом оружейным, иначе заржавеет.
Капельки влаги попадают на слои и начинается электрохимическая коррозия.
Но если клинок никто не будет трогать руками, то он будет годами стоять, но если дотронулся, надо протереть.
За клинком из дамасска надо следить, тогда ничего с ним не будет, вот коллекционеры например при определенной температуре держат, потому что если на рукоятке есть кость мамонта, то она трескается.
У кузнецов есть примета, если порезался ножом, то он точно уйдет к охотнику.
Создание дамасска это искусство, и искусство живое, развивающееся, в нем сочетаются и старинные и самые современные технологии и оборудование.
Нержавеющий дамасск варят в вакуумных печах, это сложное, громоздкое и дорогое оборудование, в вакуумной камере находятся печь, вернее индукционный нагреватель, паровой или пневматический молот и манипулятор, чтобы обращаться с заготовкой, ведь в вакуумную установку руку с клещами не просунешь.
Западные мастера применяют даже лазеры.
Лазерным лучом в заготовке вырезают узенькую канавку или прорезь, и вставляют в нее полоску металла, затем заготовку проковывают и получают узор с желаемым изображением, могут и бабочку изобразить, и автограф заказчика, и животное изобразить, и вообще что угодно.
В принципе, можно и напильником попробовать сделать что-то похожее, но точности такой не будет, и узор расплывется.
Сейчас мастера постепенно специализируются.
Одни, как Наталья, клиночники, другие рукояточники, граверы и так далее.
Рукоятки сейчас делают не только их дорогих пород дерева, но и из бивня мамонта, а то и из поделочных камней, рукояточники как правило не могут ковать, и заказывают клинки кузнецам, и Наталья среди них. Есть и универсалы, но их мало, например Данилин Сергей из Тулы, но и он сейчас уже стал заказывать клинки, а раньше делал все целиком, от и до.
Кроме клинков под заказ, она делает ножи и по своим идеям, экспериментируя с получением разных узоров.
Зачастую она при этом не продумывает заранее форму клинка, нет, узор и определяет форму клинка, потом под созданный клинок заказывает рукоятку.
В среднем, клинок делается несколько дней, конечно, если заказ срочный, можно и сутки в кузнице проработать, но это тяжело и для здоровья неполезно.
Наталья работает в кузнице каждый день, если есть заказ, делает его, а если нет, экспериментирует, создает новые узоры, или пытается повторить творения масеров прошлого.
В запасниках музеев есть такие шедевры 17 века, что сидишь, думаешь, как можно это сделать.
Родители Натальи с пониманием отнеслись к ее профессии, девушка-кузнец конечно звучит непривычно, их единицы.
Сейчас появилась еще дочь Архангельского, она совсем недавно начала ковать, а уже многому научилась, но как говорит Наталья, "тут нужно созреть головой", а той папа подсказывал, что делать, но только надолго ли хватит той энтузиазма.
Цитата
Мария Архангельская — девушка-кузнец
С легендарной дамасской сталью и булатом она управляется так же легко, как другие — с глиной или пластилином.
В мире таких искусниц — единицы.
— В детстве я в куклы не играла, — говорит Маша.
— С трех лет в кузнице у папы сидела.
Он ведь у меня один из лучших кузнецов-оружейников в стране.
Очень нравилось мне на огонь смотреть, железки разные, ножики перебирать. В 14 лет пришла к папе и заявила: «Хочу работать кузнецом!»
Но он моего желания не одобрил, со словами: «Не бабского это ума дело!» выставил за дверь и пообещал, что больше на порог кузницы не пустит.
Сказал, что даже мешки таскать для меня менее вредно, чем кузнецом работать, потому что горн в кузнице так шпарит, что даже бумага от излучения загорается.
Я пыталась отвлечься, найти себе занятие по душе: и настольным теннисом занималась, и стрелять пробовала, и на кикбоксинг ходила, но все что-то не то.
Поэтому через два года, когда мне исполнилось 16, я опять начала свои атаки на папу.
Он снова пытался меня разубедить, говорил, что буду вся в ожогах, стану некрасивой. Но я настаивала, потому что чувствовала: это мое призвание.
И папа сдался.
(с) АИФ
Наталья работает одна, и принципиально не хочет брать подмастерьев, но ей виднее, ковка процесс творческий и в одиночку думается лучше.
Как всякий мастер, Наталья Александровна Забелина имеет личное клеймо, в виде "березового листочка в белом круге". И если вы увидите в магазине нож с таким клеймом, знайте, что его создала удивительная девушка.
Сама Наталья оружие не любит, ей нравится сам процесс создания его, причем именно сварного дамасска, с булатом не работала и не хочет - просто не лежит душа.
Цитата
Сложно воспринимать даже просто женщину кузнеца. Ну не место даме у горна!
Вот, так я и знала!
Что работа кузнеца тяжелая это понятно!
Боюсь, что и не каждый мужчина справится с такой работой! А что касается "гипюров и распущенных волос у горна", то Вы что думаете, раз женщина кузнец – значит, у нее должна быть под ногтями сажа, а голова обрита наголо?
Да и с кожей вопрос решаем с помощью элементарных вытяжек на производстве и ухода за кожей дома и в салоне!
Лично я имею самое прямое отношение к металлообработке и ковке!
Правда, занимаюсь этим всего лишь третий год.
Но на работу я хожу на шпильках и с длинными маникюрами.
Мне это абсолютно не мешает!
А на рабочем месте у меня есть все для того, чтобы чувствовать себя комфортно во время работы!
И молотом махать мне не приходится, потому что у меня есть напарники, которые думают со мной в одном направлении!
Просто во всем должна быть гармония!
А если мы будем друг другу доказывать, кто чего стоит, то и изделие будет выглядеть аналогично (если оно вообще будет)! У меня всегда вызывали восхищение женщины, которые способны научиться и делать то, что не каждому мужчине под силу!
Тем более "мужская тема" - оружие!!!
Быть может у этих женщин нет и не было никогда братьев, нужно же их отцам ремесло передать кому-то!
У меня есть великолепный мастер ручной работы по бронзе...
Так вот, у него дела обстоят с этим по-сложнее. Он уже в возрасте, а ни дети, ни внуки не хотят познать это ремесло.
Говорит: "Упрутся в компьютеры и целыми днями в игры играют!" А Вы говорите – женщины!
В древние времена женщина благословляла своего мужчину нa удачную охоту, сражение.
Она выносила eгo оружие нa голове.
Танцы женщин c оружием были призваны принести удачу мужчинам нa охоте, в бою.
Со временем этoт ритуал приобрел нecкoлькo другое значение и
Женщина стала танцевать c оружием перед своим мужем, соблазняя своей грацией и удивительным владением своим телом, позволяющим держать оружие нa голове и других частях тела, нe роняя предмет в процессе танца, который олицетворял нe чтo иное, кaк женскую сексуальную энергию. Вот так вот, господа мужчины!