Лента: Новости холодного оружия
Военная наука российской армии в настоящее время находится в глубочай-шем кризисе, в теоретическом тупике, в который она неуклонно заходила, смею ут-верждать, после революции 1917 года.Большинство, прочитав подобное, могут сразу возразить, что это, видите ли, не так. Уровень развития военной науки можно характеризовать по-разному.Один из таких критериев – количество военных ученых.Вот их число в по-следние годы неизмеримо выросло, они росли как грибы после дождя.Лишь самый честный и действительно занятый службой генерал не обзавелся в последние годы дипломом кандидата или доктора военных наук. Но давайте посмотрим на критерий качества.Разве мы можем назвать сего-дня имя хоть одного военного ученого российского (советского) масштаба, не говоря уже мирового, после Великой Отечественной войны?Таковых, оказывается, нет.А раз нет имен, есть ли военная наука сегодня?Но почему нет имен?Занимаясь научной деятельностью почти 20 лет, я убедился, что военной нау-ке, военным ученым после революции 1917 года «объявлена война», которая до сих пор «ведется с применением всех средств поражения».
Причем одними неосознанно, потому что до сих пор они находятся под влия-нием ошибочных положений, сформулированных в 30-е годы прошлого века, другие же прислушиваются к мнению начальника, истина же их не интересует.Особенно же негативно воспринимает все новое и рациональное официальная военная пресса.Известно во что превращается (и превращался в советское время) авторский текст сегодня в редакциях журналов и газет. А это, между прочим, первый этап борьбы с военными учеными, с их «Я», а фактически с военной наукой. Редакции военных газет и журналов выполняют в настоящее время обязанности цензоров.По личному опыту приходилось неоднократно слышать, что те или иные выдвигаемые положения противоречат положениям руководящих документов или: «Вам следова-ло показать статью в Генеральном штабе и заручиться поддержкой…».
Само понятие «военная наука» в настоящее время употребляется не в том содержательном наполнении, которое оно несет.В Вооруженных силах и военной среде чаще употребляется понятие «воен-ное искусство». Причем это понятие, заслонило собственно понятие «военная нау-ка». Хотя, согласно энциклопедическим определениям, составной частью военной науки является теория военного искусства.Но искусство – это творчество, которое индивидуально и проявляется в бою, операции, сражении, то есть на войне, на практике. Не случайно, что до революции 1917 года была дисциплина «История воен-ного искусства». Другие же дисциплины назывались «Тактика», «Стратегия». В со-держание этих понятий вкладывалась только теория, а, по сути, наука.В историче-ском же контексте происходило изучение истории тактики и стратегии, то есть исто-рии военного искусства. Не случайно и то, что военные ученые царской школы, эмигрировавшие по-сле революции 1917года, принимали и понимали необходимость введения третьей составной части, но они называли ее не «Оперативное искусство», а «Оператика».
На первый взгляд, кажется, что разница не велика, так как согласно сущест-вующим взглядам (смотри энциклопедические определения) военного искусство включает в том числе теорию стратегии, оперативного искусства и тактики.Но тогда получается, что наука (теория) поставлена в подчиненное положение к искусству.Поэтому не случайно получилось так, что в теории военного искусства (смотри энциклопедические определения) не нашлось места законам, которые должны открываться, формулироваться и соблюдаться в мирное время в стратегии, оператике и тактике. И если вдуматься в эти положения, то разница получается очень существен-ной.После введения в мирное время понятия «Оперативное искусство» была сде-лана грубейшая ошибка. С искусством в мирное время стала ассоциироваться не только оператика, но и также стратегия и тактика.Ни в одной армии мира, кроме российской, искусство не является изучаемой дисциплиной.Изучаемой дисципли-ной является история военного искусства.Поэтому, как показывает анализ исторического опыта, получилось так, что по-сле революции 1917 года военное строительство (автор применяет данное понятие в широком смысле, включая в него в существующем толковании теорию военного искусства, теорию собственно военного строительства, теорию воинского обучения и воспитания, теорию военной экономики и тыла) в Советском Союзе и в современной России осуществляется только на основе принципов, то есть не с учетом научно обоснованной перспективы, а с учетом конкретной ситуации.Всякая наука, как известно, включает методологию и сумму знаний данной науки.В искусстве же методология отсутствует. В искусстве применимы только принципы. Сделаем анализ, к чему же, по мнению автора, это привело.При этом не хо-чется называть виновных, в тупик мы все заходили вместе, но надо набраться муже-ства, чтобы из него выйти и приступить к научно обоснованному строительству рос-сийских Вооруженных сил.Анализ проведем с помощью матричного метода исследования.Используе-мый в статье метод является обобщением теоретического наследия А. В. Суворова, его знаменитого труда «Наука побеждать». Обратите внимание, как ставит вопрос А.В. Суворов: не искусство побеждать, а наука побеждать.На искусство можно вый-ти только через науку в ходе практики.К сожалению, сегодня, вспоминая А.В. Суворова, приводят его слова: «… пу-ля – дура, а штык молодец…». Но есть и другое знаменитое положение: « …я выше метода, метод подо мною…» Вот что хорошо знал А.В. Суворов и руководствовался в своей практической деятельности, вот что обеспечивало ему победы над не-приятелем.Матрица, построенная с использованием теоретического наследия А. В Суво-рова, приведена в приложении. Не скрою, что предлагаемый метод встречает непонимание, как ни странно, среди военных.Но, как представляется, это объясняется недостаточной научной квалификацией оппонентов: военную науку и ее главную составную часть методо-логию не развивали почти целый век, а жили понятиями искусства.
Основное содержание матричного метода исследования представлено по ка-тегориям цели, материальных средств вооруженной борьбы (философская катего-рия «материя»), пространства (философская категория «пространство»), времени (философская категория «время»), управлению, моральному фактору (моральному состоянию населения страны и вооруженных сил). Каждая категория разбита на 4 наиболее характерных уровня.При этом при использовании матрицы не следует подходить к анализу любого военного события или объекта прямолинейно.Вариантов «тактик», «оператик», «стратегий» может быть множество. Например, тактике холодного оружия может быть присуще использование в бою двухмерного и трехмерного пространства.Всего же «тактик», «оператик», «стратегий» может быть более 4000 каждой.Вот отсюда и начинается военное искусство: тот выигрывает бой, операцию, кто наиболее рационально и умело использует все сложившиеся на данное время условия обстановки.Конечно, чтобы анализировать и делать выводы, необходимо хорошо пони-мать сущность и содержание категорий, отделяя необходимыми рамками одно по-ложение от другого. В целом же применяемый метод позволяет вывести ряд законов и принципов военной науки и принципов военного искусства.В первой колонке матрицы представлена цель и ее возможная классифика-ция.В конкретном бою, операции, сражении, в войне она может быть разной.За-дача науки – еще в мирное время провести классификацию целей, задача военного искусства – выбрать из такой совокупности наиболее приемлемую для конкретных условий. Можно привести массу примеров, когда правильное определение цели приводило даже к окончанию войны, а неправильное – к самым негативным последствиям. Так, например, незадолго до первого отречения Наполеон I поодиночке раз-бивал армии союзников, не позволяя им соединиться. Но наши великие предки уже тогда знали и умело применяли принцип (но не закон для военных условий) цели, согласно которому главным объектом является неприятельская армия, противник.На одном из военных советов Александр I убедил союзников, что надо перестать «гоняться» за Наполеоном поодиночке, а занять Париж.Военная цель была заменена (от нее фактически отказались) политической, после чего Наполеон I сложил с себя полномочия Императора, а необходимость проведения сражений отпала сама собой.В борьбе с незаконными вооруженными формированиями в Чечне (первая война) была занята местность.Но целью должны были явиться источники обеспе-чения боевой деятельности бандформирований.Результаты известны.Еще один пример.Вооруженные силы в мирное время предназначены не только для отражения агрессии, но и для накопления военно-обученных резервов. Вооруженные силы – главный поставщик резервистов, а не сборы по их переподго-товке.Вот здесь и обозначился выход на один из законов науки военного строитель-ства: войска должны увольнять отслуживших в запас в пропорциях, потребных для отмобилизования.Соблюдался ли этот закон в Советской Армии и соблюдается ли сейчас?От-вет отрицательный.Например, вот как содержались танковые части сокращенного состава.В тан-ковых батальонах были механики-водители на все машины, остальных членов эки-пажа не было.Такое содержание войск объяснялось тем, что водители должны вывести тех-нику из пункта постоянной дислокации в запасный район.Но, если полки сокращенного состава увольняли в запас десятилетиями водителей, то они реально и «придут» в них при мобилизации, ведь других специалистов полки не готовили.Здесь просматривается непонимание закона (в военное время принципа) цели: конечная цель – отмобилизование, то есть подготовка к боевому предназначению, подменяется промежуточной - вывод частей в запасные районы.Знать теорию определения цели – очень важно для военного человека.Да и не только для военного.Убежден, что «миром правит» ее величество «ЦЕЛЬ», если государственные цели не определены, то такое государство ожидают тяжелые испы-тания.В качестве вывода по первому пункту - цель - следует подчеркнуть следующее. В современной военной науке теория цели не разработана, в составных же частях военного искусства принцип цели не рассматривается. Во второй колонке матрицы показаны материальные средства вооруженной борьбы. Как видно из матрицы, ядерное оружие оказалось на третьей ступеньке средств вооруженной борьбы, фактически эпоха этого оружия уже прошла.Куда теперь надо направлять усилия ученых-разработчиков новых средств вооруженной борьбы?Ответ лежит на поверхности.Но, рассматривая эти положения, нельзя не привести пример, как к знанию возможностей материальной составляющей вооруженной борьбы относился А. В. Суворов.
Перед тем, как вступить в первое вооруженное столкновение с французами в итальянском походе, А. В. Суворов испытал чугунные пушки, применяемые француз-скими войсками. Оказалось, что чугунные пушки стреляли почти на 50 шагов дальше, чем медные.На основании этого были сделаны выводы о расстоянии, с которого следовало переходить в атаку.Наиболее же поучительно о значении материальных преимуществ в войне звучит принцип А.В.Суворова: « Бей противника тем, чего у него нет». Но как данным принципом должно руководствоваться военное искусство, должна разработать во-енная наука, для военной науки это закон.Пространство - третья колонка матрицы. Исторически сложилось так, что именно пространство выбрано в качестве основания для определения сущности со-ставных частей науки стратегии, оператики, тактики.Хотя, если подходить научно, наполнение сущности придают все шесть кате-горий. Причем в последние два десятилетия тенденцией является повышение роли времени, управления и особенно морального фактора в достижении победы. Стратегия, оператика, тактика по категории «пространство» могут быть одно-мерными, двухмерными, трехмерными, многомерными. Синонимы смотри в матрице.Каждую из названных стратегий (тактик, оператик) от другой отделяет целая эпоха.Важно чтобы наука «заметила» изменения, чтобы военные ученые и военачальники внесли соответствующие изменения в руководящие документы, в учебный процесс, в боевую и оперативную подготовку войск.Приведу примеры, к чему приводило в нашей военной истории неправильное использование пространства. Причины поражений русских и половецких войск на Калке, как и последующие поражения русских вплоть до 1380 года от монгольских и монголо-татарских войск заключаются в основном в том, что при холодном оружии с обеих сторон по-разному использовалось пространство поля битвы.В битве на Калке боевой порядок со сто-роны русских и половцев – это колонна (одномерное или линейное построение), со стороны монголо-татар – использование трехмерного пространства - дополнительно охваты конницей с флангов и град стрел, запускаемых лучниками.Причина поражения Красной армии в 1941 году на тактическом уровне – это линейная тактика в обороне.Напротив, немцы применяли глубокую тактику - после неудачи на одном направлении удары танков и авиации переносились на другие. Войскам Красной Армии в тактической обороне противодействовать таким ударам было нечем. Как известно, танки были изъяты перед самой войной из тактического звена для формирования танковых и механизированных корпусов.Удары же корпу-сов оказывались неподготовленными, поэтому войска терпели поражение и в оборо-нительном бою и в оборонительной операции.Напротив, при переходе к ведению обороны с элементами глубокой тактики (отдельные танковые батальоны и роты в составе вторых эшелонов и резервов стрелковых дивизии) Красная Армия еще и перешла в наступление в битве под Мо-сквой, имея около 500 танков. В целом причиной поражения Красной Армии в 1941 году явилось применение линейной стратегии в ответ на глубокую стратегию немецко-фашистских войск. Войска Советского Союза были сосредоточены вдоль государственной границы.При этом хочу отвергнуть здесь некоторые домыслы, что, якобы, Красная Армия готовилась наступать.Но если и так, то, руководствуясь линейной стратегией и потери в случае упреждения Советским Союзом Германии, были бы еще больше.К сожалению, высшее руководство ВС до сих пор руководствуется категория-ми линейной стратегии искусства.Достаточно вспомнить последние доклады Мини-стра обороны Верховному Главнокомандующему, что первый этап реформирования ВС завершен и что созданы группировки войск.
Сколько таких группировок войск уже создавалось после Великой Отечественной войны?Где все они?Даже перед первой мировой войной в России не создавалось группировок войск, но это не помешало опередить Германию в проведении мобилизации.Советский Союз перед второй мировой войной создал такие группировки и потерял практически всю кадровую армию на Западе за два месяца войны.В чем разница и причина?А они в том, что в царской России военное строи-тельство осуществлялось по законам военной науки, а в Советском Союзе по прин-ципам военного искусства, что и продолжается в современной России.Сущность линейной стратегии – размещение войск вдоль государственной границы. Родоначальник линейной стратегии (другие названия: приграничная, кор-донная) - австрийский Генеральный штаб в конце 18 века.Вдоль границы, согласно этой стратегии, строились крепости в надежде, что противник будет их осаждать.Однако генерал Наполеон в итальянском походе обошел крепости, а потом гарнизо-ны сдались сами. Как часто мы слышим сегодня, что у нас самая протяженная граница в мире и что надо иметь многочисленную армию и создавать группировки войск на угрожае-мых направлениях.И звучит это из уст первых лиц Министерства обороны.А какую многочисленную армию, где предел количеству?Поэтому получается, что и нынешнее руководство страны и ВС, как и совет-ское после Великой Отечественной войны, живет понятиями стратегии-искусства (как будто завтра война), а не стратегии-науки.После Великой Отечественной войны, вплоть до начала 90-х годов, в Совет-ском Союзе содержались войска первого стратегического эшелона по штатам воен-ного времени, то есть мы так и продолжали мыслить категориями линейной страте-гии – искусства (а не стратегии-науки) при размещении Сухопутных группировок.Хо-тя их стратегическая роль сильно изменилась, были созданы новые виды оружия и новые виды Вооруженных сил.А разве шараханья при размещении войск, выводимых из стран Восточной Европы, это не примеры линейной стратегии и линейного мышления руко-водителей?И самое ужасное заключается в том, что чехарда в размещении войск будет продолжаться.Генеральный штаб ВС РФ до сих пор «рисует» стратегические и опе-рационные направления, размещает на них на постоянной основе объединения и соединения. Строятся военные городки, потом они бросаются через 10—20 лет и строятся новые. Вот в чем кроется постоянная нехватка жилья для военнослужащих.Где же выход?А он очень прост.Надо отказаться от линейной стратегии - ис-кусства (но кому-то это надо еще осознать) и перейти в мирное время к многомерной стратегии-науке.Здесь замечу, что передовая мировая военная наука уже прошла этапы двухмерной и трехмерной стратегии - науки.И постулат для непонятливых может быть только один.Страну уважают и бо-ятся не за то, что у нее есть войска на том или другом направлении в мирное время, а за то, что у нее есть боеспособная армия. Где стоят войска – не так уж важно с точ-ки зрения стратегии–искусства, а важно с точки зрения стратегии-науки.Что же касается стратегических и операционных направлений, то их, безус-ловно, надо готовить в мирное время, но смотреть на них надо только с такой точки зрения. При этом подготовка стратегических и операционных направлений – это не только задача Вооруженных сил (армии). Это задача государства, а вот военное ве-домство, прежде всего ГШ, должно давать соответствующие заключения и рекомен-дации на строительство тех или иных объектов.И не только объектов.Представляется, что подготовка стратегических и операционных направлений в мирное время государством – это следующий закон стратегии-науки.
Сколько еще таких законов можно вывести.И главное условие заключается в том, чтобы в мирное время смотреть на военное строительство и подготовку Воору-женных сил как на науку, а значит смотреть на жизнь, дислокацию ВС, организаци-онно-штатную структуру, методы управления, кадровую политику с научной точки зрения.Военное искусство закладывается в мирное время военной наукой. Ни один гений не выиграет войну, если вооружение, организационно-штатная структура войск, система управления, моральный дух войск, экономика государства отстают от противника на целую эпоху.Все эти направления должны развиваться на основе на-учных проработок. Сколько было в последние годы ошибок, несоблюдения не только законов, а аксиом, которые приводили к колоссальным материальным последствиям.Например, что значит «забить первый кол» или «заложить первый камень» при строительстве нового военного городка в 15-20 км от города или на окраине города. А забивали такие колья в последние годы при выводе и обустройстве войск вдали от городов, лишая военные городки уже созданной инфраструктуры, детей школ и возможности учебы в высших учебных заведениях, членов семей работы, пе-регружая части дополнительным числом рабочих и служащих.Что преобладало в мышлении военачальников?Линейная стратегия, линейное мышление, а не научный экономический подход.Представляется, что здесь можно вывести главный закон стратегии науки – уметь содержать армию в мирное время в боеспособном состоянии.А вот этого-то руководство страны и Вооруженных сил делать не могут, не мо-гут территориально, материально, организационно-штатно, социально. А что же они могут и хотят?
В целом анализ по трем первым категориям позволяет сделать вывод, что по-сле Великой Отечественной войны не оказалось государственного деятеля или уче-ного, который смог бы обосновать вопросы содержания Вооруженных сил в мирное время с научной точки зрения.Уметь содержать Вооруженные силы в мирное время в боеготовном состоянии, а мобилизационные резервы и экономику в готовности к отмобилизованию - это еще один закон военной науки. Время – четвертый пункт матрицы.В настоящее время материальные средст-ва вооруженной борьбы позволяют решать задачи в считанные часы и минуты. О значении времени лучше, чем сказал А.В. Суворов, не скажешь: «На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего». А разве не спра-ведливо это выражение для мирных условий, в которых осуществляется военное строительство, для современной России?Здесь хочется отметить также, что анализ по четырем первым категориям по-зволяет оценить вклад А.В. Суворова в развитие военной науки, понять причину его побед.А.В. Суворов, прекрасно зная и применяя принцип цели и значение матери-альных средств вооруженной борьбы, опередил современников в использовании на целую эпоху пространства, на целую эпоху времени и на целую эпоху в использова-нии морального духа войск.Суворов первым перешел от линейной к глубокой тактике, о его отношении к времени уже говорилось.Управление – пятый пункт матрицы.Какое значение придается управлению на всех уровнях в современных условиях во всем мире, доказывать не требуется. Но так ли хорошо обстоят дела с теорией управления в нашей военной науке сегодня?При этом я не исключаю, что есть передовые разработки в отдельных ви-дах Вооруженных сил и родах войск.Однако анализ только составных частей системы управления показывает, что не все здесь в порядке. В систему управления почему-то не входит применяемый в системе метод управления.Поэтому, например, в Сухопутных войсках никто и не задумывается и каких-то там методах управления?Действуют по принципу (искусство): наши отцы управляли и мы управляем. Вот так и живем по старинке, не сознавая, что отстаем в управлении на целую эпоху. В российских сухопутных войсках управление огнем артиллерии осуществляется по методу, который сложился во время русско-японской войны начала прошлого века.Уже во время второй мировой войны наша армия отставала в управлении огнем артиллерии на целую эпоху.Вот где поле деятельности для военной науки: разработка методов управления, выявление законов и принципов управления. Моральный фактор – последний пункт матрицы.
Моральное состояние войск – самое важное условие и причина поражения или успеха на войне. Опыт локальных вооруженных конфликтов последних лет показывает, что пер-востепенное внимание стороны уделяют борьбе за умы людей, за повышение мо-рального состояния населения своей страны и армии и за снижение уровня мораль-ного состояния противника.Главный фактор, влияющий на моральное состояние, – потери сторон.Иногда потеря одного солдата, достаточно хорошо распропагандированная, способна оста-новить войну. Та сторона побеждает, у которой оказалось выше моральное состоя-ние.Об этом говорит опыт войн всех исторических эпох. Изучение состояния населения страны - это задача социологии.Но раз такая наука существует, то, значит, существует и широкое поле деятельности для военной науки. Таков краткий анализ состояния военной науки армии России в современных условиях.К сожалению, состояние неутешительное.Военная наука сегодня находится в тени «военного искусства», тех ошибочных заблуждений, в которые ее завели теоретики 30-х годов прошлого века.И что явля-ется совсем странным (смотри энциклопедические определения), что среди состав-ных частей военной науки не нашлось места истории войн и военного искусства.Какими жертвами заплатил наш народ за эти ошибки во время Великой Отече-ственной войны, известно.Но самое ужасное заключается в том, что народ продол-жает платить.Конечно, в данной статье не удалось ответить на многие вопросы. Но несо-мненным является то, что необходимо проводить уточнение прежде всего энцикло-педических понятий, проводить новую классификацию составных частей и содержа-ния военной науки.Это надо делать немедленно, чтобы своевременно внести уточ-нения в новую большую российскую энциклопедию.Несомненным является и то, что необходимо четко отделить военные вопросы мирного времени, которые являются предметом военной науки, и вопросы военного времени – предмета военного искусства и истории войн и военного искусства. Само понятие «искусство» применимо только во время войны и в историческом контексте.В содержании военного искусства нет места теории, искусство – это практика.PS.
Разработанный автором статьи метод применим и в других областях знаний.Приведу два примера.Первый пример касается информационных технологий. Заменим материальные средства вооруженной борьбы на материальные носители передачи информации: 1-я эпоха (1 уровень в таблице) – голос человека, 2-я эпоха – письменность, 3-я – печатный станок, 4-я – магнитный носитель.Применение компьютерных технологий требует использования для передачи информации многомерного пространства. Но так ли это происходит сейчас? Например, при заключении договоров в юридическом адресе до сих под не пишут телефон, факс и электронный адрес.Фактически продолжают жить в эпохе до изобретения телефона. Герой известного рассказа А.П.Чехова знал, что есть почта, адреса он не знал.Вот он путь увеличение производительности труда управленцев в масштабе страны примерно на 5%. А это даст не мерее 20% увеличения производительности труда в производственном секторе. Второй пример касается использования энергоносителей. Различают твердое, жидкое, газообразное и ядерное топливо.Переход на новое топливо требует нового пространственно-временного решения по передаче тепла.В нашей стране повсеме-стно заменяется твердое и жидкое топливо на природный газ.Но так и продолжает-ся «транспортировка» горячей воды для отопления к домам.Хотя можно решить это совершенно по-другому: подвести тонкую трубу с газом и сжечь газ в локальной котельной, исключив тем самым до 40%-50% потерь тепла.Таким образом, сжигая газ в центральных котельных, страна отапливается ассигнациями.И это называется передовой российской энергетикой и экономикой.Вспоминаю, как в прошлом году замерзло отопление в Ботаническом саду Санкт-Петербурга. Наш известный лауреат Нобелевской премии на полном серьезе рассуждал, что надо повсеместно заменять железные трубы на пластмассовые.И я его не осуждаю, потому что даже ученый такого масштаба не владеет изложенным в статье методом исследования.Дело в том, что трубы и подводимая по ним для ото-пления горячая вода (пар) вообще не нужны, если решить этот вопрос иначе.Доста-точно подвести по дюймовой трубе природный газ и сжечь его в локальной котель-ной Ботанического сада, которую, конечно, надо построить.
Причем одними неосознанно, потому что до сих пор они находятся под влия-нием ошибочных положений, сформулированных в 30-е годы прошлого века, другие же прислушиваются к мнению начальника, истина же их не интересует.Особенно же негативно воспринимает все новое и рациональное официальная военная пресса.Известно во что превращается (и превращался в советское время) авторский текст сегодня в редакциях журналов и газет. А это, между прочим, первый этап борьбы с военными учеными, с их «Я», а фактически с военной наукой. Редакции военных газет и журналов выполняют в настоящее время обязанности цензоров.По личному опыту приходилось неоднократно слышать, что те или иные выдвигаемые положения противоречат положениям руководящих документов или: «Вам следова-ло показать статью в Генеральном штабе и заручиться поддержкой…».
Само понятие «военная наука» в настоящее время употребляется не в том содержательном наполнении, которое оно несет.В Вооруженных силах и военной среде чаще употребляется понятие «воен-ное искусство». Причем это понятие, заслонило собственно понятие «военная нау-ка». Хотя, согласно энциклопедическим определениям, составной частью военной науки является теория военного искусства.Но искусство – это творчество, которое индивидуально и проявляется в бою, операции, сражении, то есть на войне, на практике. Не случайно, что до революции 1917 года была дисциплина «История воен-ного искусства». Другие же дисциплины назывались «Тактика», «Стратегия». В со-держание этих понятий вкладывалась только теория, а, по сути, наука.В историче-ском же контексте происходило изучение истории тактики и стратегии, то есть исто-рии военного искусства. Не случайно и то, что военные ученые царской школы, эмигрировавшие по-сле революции 1917года, принимали и понимали необходимость введения третьей составной части, но они называли ее не «Оперативное искусство», а «Оператика».
На первый взгляд, кажется, что разница не велика, так как согласно сущест-вующим взглядам (смотри энциклопедические определения) военного искусство включает в том числе теорию стратегии, оперативного искусства и тактики.Но тогда получается, что наука (теория) поставлена в подчиненное положение к искусству.Поэтому не случайно получилось так, что в теории военного искусства (смотри энциклопедические определения) не нашлось места законам, которые должны открываться, формулироваться и соблюдаться в мирное время в стратегии, оператике и тактике. И если вдуматься в эти положения, то разница получается очень существен-ной.После введения в мирное время понятия «Оперативное искусство» была сде-лана грубейшая ошибка. С искусством в мирное время стала ассоциироваться не только оператика, но и также стратегия и тактика.Ни в одной армии мира, кроме российской, искусство не является изучаемой дисциплиной.Изучаемой дисципли-ной является история военного искусства.Поэтому, как показывает анализ исторического опыта, получилось так, что по-сле революции 1917 года военное строительство (автор применяет данное понятие в широком смысле, включая в него в существующем толковании теорию военного искусства, теорию собственно военного строительства, теорию воинского обучения и воспитания, теорию военной экономики и тыла) в Советском Союзе и в современной России осуществляется только на основе принципов, то есть не с учетом научно обоснованной перспективы, а с учетом конкретной ситуации.Всякая наука, как известно, включает методологию и сумму знаний данной науки.В искусстве же методология отсутствует. В искусстве применимы только принципы. Сделаем анализ, к чему же, по мнению автора, это привело.При этом не хо-чется называть виновных, в тупик мы все заходили вместе, но надо набраться муже-ства, чтобы из него выйти и приступить к научно обоснованному строительству рос-сийских Вооруженных сил.Анализ проведем с помощью матричного метода исследования.Используе-мый в статье метод является обобщением теоретического наследия А. В. Суворова, его знаменитого труда «Наука побеждать». Обратите внимание, как ставит вопрос А.В. Суворов: не искусство побеждать, а наука побеждать.На искусство можно вый-ти только через науку в ходе практики.К сожалению, сегодня, вспоминая А.В. Суворова, приводят его слова: «… пу-ля – дура, а штык молодец…». Но есть и другое знаменитое положение: « …я выше метода, метод подо мною…» Вот что хорошо знал А.В. Суворов и руководствовался в своей практической деятельности, вот что обеспечивало ему победы над не-приятелем.Матрица, построенная с использованием теоретического наследия А. В Суво-рова, приведена в приложении. Не скрою, что предлагаемый метод встречает непонимание, как ни странно, среди военных.Но, как представляется, это объясняется недостаточной научной квалификацией оппонентов: военную науку и ее главную составную часть методо-логию не развивали почти целый век, а жили понятиями искусства.
Основное содержание матричного метода исследования представлено по ка-тегориям цели, материальных средств вооруженной борьбы (философская катего-рия «материя»), пространства (философская категория «пространство»), времени (философская категория «время»), управлению, моральному фактору (моральному состоянию населения страны и вооруженных сил). Каждая категория разбита на 4 наиболее характерных уровня.При этом при использовании матрицы не следует подходить к анализу любого военного события или объекта прямолинейно.Вариантов «тактик», «оператик», «стратегий» может быть множество. Например, тактике холодного оружия может быть присуще использование в бою двухмерного и трехмерного пространства.Всего же «тактик», «оператик», «стратегий» может быть более 4000 каждой.Вот отсюда и начинается военное искусство: тот выигрывает бой, операцию, кто наиболее рационально и умело использует все сложившиеся на данное время условия обстановки.Конечно, чтобы анализировать и делать выводы, необходимо хорошо пони-мать сущность и содержание категорий, отделяя необходимыми рамками одно по-ложение от другого. В целом же применяемый метод позволяет вывести ряд законов и принципов военной науки и принципов военного искусства.В первой колонке матрицы представлена цель и ее возможная классифика-ция.В конкретном бою, операции, сражении, в войне она может быть разной.За-дача науки – еще в мирное время провести классификацию целей, задача военного искусства – выбрать из такой совокупности наиболее приемлемую для конкретных условий. Можно привести массу примеров, когда правильное определение цели приводило даже к окончанию войны, а неправильное – к самым негативным последствиям. Так, например, незадолго до первого отречения Наполеон I поодиночке раз-бивал армии союзников, не позволяя им соединиться. Но наши великие предки уже тогда знали и умело применяли принцип (но не закон для военных условий) цели, согласно которому главным объектом является неприятельская армия, противник.На одном из военных советов Александр I убедил союзников, что надо перестать «гоняться» за Наполеоном поодиночке, а занять Париж.Военная цель была заменена (от нее фактически отказались) политической, после чего Наполеон I сложил с себя полномочия Императора, а необходимость проведения сражений отпала сама собой.В борьбе с незаконными вооруженными формированиями в Чечне (первая война) была занята местность.Но целью должны были явиться источники обеспе-чения боевой деятельности бандформирований.Результаты известны.Еще один пример.Вооруженные силы в мирное время предназначены не только для отражения агрессии, но и для накопления военно-обученных резервов. Вооруженные силы – главный поставщик резервистов, а не сборы по их переподго-товке.Вот здесь и обозначился выход на один из законов науки военного строитель-ства: войска должны увольнять отслуживших в запас в пропорциях, потребных для отмобилизования.Соблюдался ли этот закон в Советской Армии и соблюдается ли сейчас?От-вет отрицательный.Например, вот как содержались танковые части сокращенного состава.В тан-ковых батальонах были механики-водители на все машины, остальных членов эки-пажа не было.Такое содержание войск объяснялось тем, что водители должны вывести тех-нику из пункта постоянной дислокации в запасный район.Но, если полки сокращенного состава увольняли в запас десятилетиями водителей, то они реально и «придут» в них при мобилизации, ведь других специалистов полки не готовили.Здесь просматривается непонимание закона (в военное время принципа) цели: конечная цель – отмобилизование, то есть подготовка к боевому предназначению, подменяется промежуточной - вывод частей в запасные районы.Знать теорию определения цели – очень важно для военного человека.Да и не только для военного.Убежден, что «миром правит» ее величество «ЦЕЛЬ», если государственные цели не определены, то такое государство ожидают тяжелые испы-тания.В качестве вывода по первому пункту - цель - следует подчеркнуть следующее. В современной военной науке теория цели не разработана, в составных же частях военного искусства принцип цели не рассматривается. Во второй колонке матрицы показаны материальные средства вооруженной борьбы. Как видно из матрицы, ядерное оружие оказалось на третьей ступеньке средств вооруженной борьбы, фактически эпоха этого оружия уже прошла.Куда теперь надо направлять усилия ученых-разработчиков новых средств вооруженной борьбы?Ответ лежит на поверхности.Но, рассматривая эти положения, нельзя не привести пример, как к знанию возможностей материальной составляющей вооруженной борьбы относился А. В. Суворов.
Перед тем, как вступить в первое вооруженное столкновение с французами в итальянском походе, А. В. Суворов испытал чугунные пушки, применяемые француз-скими войсками. Оказалось, что чугунные пушки стреляли почти на 50 шагов дальше, чем медные.На основании этого были сделаны выводы о расстоянии, с которого следовало переходить в атаку.Наиболее же поучительно о значении материальных преимуществ в войне звучит принцип А.В.Суворова: « Бей противника тем, чего у него нет». Но как данным принципом должно руководствоваться военное искусство, должна разработать во-енная наука, для военной науки это закон.Пространство - третья колонка матрицы. Исторически сложилось так, что именно пространство выбрано в качестве основания для определения сущности со-ставных частей науки стратегии, оператики, тактики.Хотя, если подходить научно, наполнение сущности придают все шесть кате-горий. Причем в последние два десятилетия тенденцией является повышение роли времени, управления и особенно морального фактора в достижении победы. Стратегия, оператика, тактика по категории «пространство» могут быть одно-мерными, двухмерными, трехмерными, многомерными. Синонимы смотри в матрице.Каждую из названных стратегий (тактик, оператик) от другой отделяет целая эпоха.Важно чтобы наука «заметила» изменения, чтобы военные ученые и военачальники внесли соответствующие изменения в руководящие документы, в учебный процесс, в боевую и оперативную подготовку войск.Приведу примеры, к чему приводило в нашей военной истории неправильное использование пространства. Причины поражений русских и половецких войск на Калке, как и последующие поражения русских вплоть до 1380 года от монгольских и монголо-татарских войск заключаются в основном в том, что при холодном оружии с обеих сторон по-разному использовалось пространство поля битвы.В битве на Калке боевой порядок со сто-роны русских и половцев – это колонна (одномерное или линейное построение), со стороны монголо-татар – использование трехмерного пространства - дополнительно охваты конницей с флангов и град стрел, запускаемых лучниками.Причина поражения Красной армии в 1941 году на тактическом уровне – это линейная тактика в обороне.Напротив, немцы применяли глубокую тактику - после неудачи на одном направлении удары танков и авиации переносились на другие. Войскам Красной Армии в тактической обороне противодействовать таким ударам было нечем. Как известно, танки были изъяты перед самой войной из тактического звена для формирования танковых и механизированных корпусов.Удары же корпу-сов оказывались неподготовленными, поэтому войска терпели поражение и в оборо-нительном бою и в оборонительной операции.Напротив, при переходе к ведению обороны с элементами глубокой тактики (отдельные танковые батальоны и роты в составе вторых эшелонов и резервов стрелковых дивизии) Красная Армия еще и перешла в наступление в битве под Мо-сквой, имея около 500 танков. В целом причиной поражения Красной Армии в 1941 году явилось применение линейной стратегии в ответ на глубокую стратегию немецко-фашистских войск. Войска Советского Союза были сосредоточены вдоль государственной границы.При этом хочу отвергнуть здесь некоторые домыслы, что, якобы, Красная Армия готовилась наступать.Но если и так, то, руководствуясь линейной стратегией и потери в случае упреждения Советским Союзом Германии, были бы еще больше.К сожалению, высшее руководство ВС до сих пор руководствуется категория-ми линейной стратегии искусства.Достаточно вспомнить последние доклады Мини-стра обороны Верховному Главнокомандующему, что первый этап реформирования ВС завершен и что созданы группировки войск.
Сколько таких группировок войск уже создавалось после Великой Отечественной войны?Где все они?Даже перед первой мировой войной в России не создавалось группировок войск, но это не помешало опередить Германию в проведении мобилизации.Советский Союз перед второй мировой войной создал такие группировки и потерял практически всю кадровую армию на Западе за два месяца войны.В чем разница и причина?А они в том, что в царской России военное строи-тельство осуществлялось по законам военной науки, а в Советском Союзе по прин-ципам военного искусства, что и продолжается в современной России.Сущность линейной стратегии – размещение войск вдоль государственной границы. Родоначальник линейной стратегии (другие названия: приграничная, кор-донная) - австрийский Генеральный штаб в конце 18 века.Вдоль границы, согласно этой стратегии, строились крепости в надежде, что противник будет их осаждать.Однако генерал Наполеон в итальянском походе обошел крепости, а потом гарнизо-ны сдались сами. Как часто мы слышим сегодня, что у нас самая протяженная граница в мире и что надо иметь многочисленную армию и создавать группировки войск на угрожае-мых направлениях.И звучит это из уст первых лиц Министерства обороны.А какую многочисленную армию, где предел количеству?Поэтому получается, что и нынешнее руководство страны и ВС, как и совет-ское после Великой Отечественной войны, живет понятиями стратегии-искусства (как будто завтра война), а не стратегии-науки.После Великой Отечественной войны, вплоть до начала 90-х годов, в Совет-ском Союзе содержались войска первого стратегического эшелона по штатам воен-ного времени, то есть мы так и продолжали мыслить категориями линейной страте-гии – искусства (а не стратегии-науки) при размещении Сухопутных группировок.Хо-тя их стратегическая роль сильно изменилась, были созданы новые виды оружия и новые виды Вооруженных сил.А разве шараханья при размещении войск, выводимых из стран Восточной Европы, это не примеры линейной стратегии и линейного мышления руко-водителей?И самое ужасное заключается в том, что чехарда в размещении войск будет продолжаться.Генеральный штаб ВС РФ до сих пор «рисует» стратегические и опе-рационные направления, размещает на них на постоянной основе объединения и соединения. Строятся военные городки, потом они бросаются через 10—20 лет и строятся новые. Вот в чем кроется постоянная нехватка жилья для военнослужащих.Где же выход?А он очень прост.Надо отказаться от линейной стратегии - ис-кусства (но кому-то это надо еще осознать) и перейти в мирное время к многомерной стратегии-науке.Здесь замечу, что передовая мировая военная наука уже прошла этапы двухмерной и трехмерной стратегии - науки.И постулат для непонятливых может быть только один.Страну уважают и бо-ятся не за то, что у нее есть войска на том или другом направлении в мирное время, а за то, что у нее есть боеспособная армия. Где стоят войска – не так уж важно с точ-ки зрения стратегии–искусства, а важно с точки зрения стратегии-науки.Что же касается стратегических и операционных направлений, то их, безус-ловно, надо готовить в мирное время, но смотреть на них надо только с такой точки зрения. При этом подготовка стратегических и операционных направлений – это не только задача Вооруженных сил (армии). Это задача государства, а вот военное ве-домство, прежде всего ГШ, должно давать соответствующие заключения и рекомен-дации на строительство тех или иных объектов.И не только объектов.Представляется, что подготовка стратегических и операционных направлений в мирное время государством – это следующий закон стратегии-науки.
Сколько еще таких законов можно вывести.И главное условие заключается в том, чтобы в мирное время смотреть на военное строительство и подготовку Воору-женных сил как на науку, а значит смотреть на жизнь, дислокацию ВС, организаци-онно-штатную структуру, методы управления, кадровую политику с научной точки зрения.Военное искусство закладывается в мирное время военной наукой. Ни один гений не выиграет войну, если вооружение, организационно-штатная структура войск, система управления, моральный дух войск, экономика государства отстают от противника на целую эпоху.Все эти направления должны развиваться на основе на-учных проработок. Сколько было в последние годы ошибок, несоблюдения не только законов, а аксиом, которые приводили к колоссальным материальным последствиям.Например, что значит «забить первый кол» или «заложить первый камень» при строительстве нового военного городка в 15-20 км от города или на окраине города. А забивали такие колья в последние годы при выводе и обустройстве войск вдали от городов, лишая военные городки уже созданной инфраструктуры, детей школ и возможности учебы в высших учебных заведениях, членов семей работы, пе-регружая части дополнительным числом рабочих и служащих.Что преобладало в мышлении военачальников?Линейная стратегия, линейное мышление, а не научный экономический подход.Представляется, что здесь можно вывести главный закон стратегии науки – уметь содержать армию в мирное время в боеспособном состоянии.А вот этого-то руководство страны и Вооруженных сил делать не могут, не мо-гут территориально, материально, организационно-штатно, социально. А что же они могут и хотят?
В целом анализ по трем первым категориям позволяет сделать вывод, что по-сле Великой Отечественной войны не оказалось государственного деятеля или уче-ного, который смог бы обосновать вопросы содержания Вооруженных сил в мирное время с научной точки зрения.Уметь содержать Вооруженные силы в мирное время в боеготовном состоянии, а мобилизационные резервы и экономику в готовности к отмобилизованию - это еще один закон военной науки. Время – четвертый пункт матрицы.В настоящее время материальные средст-ва вооруженной борьбы позволяют решать задачи в считанные часы и минуты. О значении времени лучше, чем сказал А.В. Суворов, не скажешь: «На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего». А разве не спра-ведливо это выражение для мирных условий, в которых осуществляется военное строительство, для современной России?Здесь хочется отметить также, что анализ по четырем первым категориям по-зволяет оценить вклад А.В. Суворова в развитие военной науки, понять причину его побед.А.В. Суворов, прекрасно зная и применяя принцип цели и значение матери-альных средств вооруженной борьбы, опередил современников в использовании на целую эпоху пространства, на целую эпоху времени и на целую эпоху в использова-нии морального духа войск.Суворов первым перешел от линейной к глубокой тактике, о его отношении к времени уже говорилось.Управление – пятый пункт матрицы.Какое значение придается управлению на всех уровнях в современных условиях во всем мире, доказывать не требуется. Но так ли хорошо обстоят дела с теорией управления в нашей военной науке сегодня?При этом я не исключаю, что есть передовые разработки в отдельных ви-дах Вооруженных сил и родах войск.Однако анализ только составных частей системы управления показывает, что не все здесь в порядке. В систему управления почему-то не входит применяемый в системе метод управления.Поэтому, например, в Сухопутных войсках никто и не задумывается и каких-то там методах управления?Действуют по принципу (искусство): наши отцы управляли и мы управляем. Вот так и живем по старинке, не сознавая, что отстаем в управлении на целую эпоху. В российских сухопутных войсках управление огнем артиллерии осуществляется по методу, который сложился во время русско-японской войны начала прошлого века.Уже во время второй мировой войны наша армия отставала в управлении огнем артиллерии на целую эпоху.Вот где поле деятельности для военной науки: разработка методов управления, выявление законов и принципов управления. Моральный фактор – последний пункт матрицы.
Моральное состояние войск – самое важное условие и причина поражения или успеха на войне. Опыт локальных вооруженных конфликтов последних лет показывает, что пер-востепенное внимание стороны уделяют борьбе за умы людей, за повышение мо-рального состояния населения своей страны и армии и за снижение уровня мораль-ного состояния противника.Главный фактор, влияющий на моральное состояние, – потери сторон.Иногда потеря одного солдата, достаточно хорошо распропагандированная, способна оста-новить войну. Та сторона побеждает, у которой оказалось выше моральное состоя-ние.Об этом говорит опыт войн всех исторических эпох. Изучение состояния населения страны - это задача социологии.Но раз такая наука существует, то, значит, существует и широкое поле деятельности для военной науки. Таков краткий анализ состояния военной науки армии России в современных условиях.К сожалению, состояние неутешительное.Военная наука сегодня находится в тени «военного искусства», тех ошибочных заблуждений, в которые ее завели теоретики 30-х годов прошлого века.И что явля-ется совсем странным (смотри энциклопедические определения), что среди состав-ных частей военной науки не нашлось места истории войн и военного искусства.Какими жертвами заплатил наш народ за эти ошибки во время Великой Отече-ственной войны, известно.Но самое ужасное заключается в том, что народ продол-жает платить.Конечно, в данной статье не удалось ответить на многие вопросы. Но несо-мненным является то, что необходимо проводить уточнение прежде всего энцикло-педических понятий, проводить новую классификацию составных частей и содержа-ния военной науки.Это надо делать немедленно, чтобы своевременно внести уточ-нения в новую большую российскую энциклопедию.Несомненным является и то, что необходимо четко отделить военные вопросы мирного времени, которые являются предметом военной науки, и вопросы военного времени – предмета военного искусства и истории войн и военного искусства. Само понятие «искусство» применимо только во время войны и в историческом контексте.В содержании военного искусства нет места теории, искусство – это практика.PS.
Разработанный автором статьи метод применим и в других областях знаний.Приведу два примера.Первый пример касается информационных технологий. Заменим материальные средства вооруженной борьбы на материальные носители передачи информации: 1-я эпоха (1 уровень в таблице) – голос человека, 2-я эпоха – письменность, 3-я – печатный станок, 4-я – магнитный носитель.Применение компьютерных технологий требует использования для передачи информации многомерного пространства. Но так ли это происходит сейчас? Например, при заключении договоров в юридическом адресе до сих под не пишут телефон, факс и электронный адрес.Фактически продолжают жить в эпохе до изобретения телефона. Герой известного рассказа А.П.Чехова знал, что есть почта, адреса он не знал.Вот он путь увеличение производительности труда управленцев в масштабе страны примерно на 5%. А это даст не мерее 20% увеличения производительности труда в производственном секторе. Второй пример касается использования энергоносителей. Различают твердое, жидкое, газообразное и ядерное топливо.Переход на новое топливо требует нового пространственно-временного решения по передаче тепла.В нашей стране повсеме-стно заменяется твердое и жидкое топливо на природный газ.Но так и продолжает-ся «транспортировка» горячей воды для отопления к домам.Хотя можно решить это совершенно по-другому: подвести тонкую трубу с газом и сжечь газ в локальной котельной, исключив тем самым до 40%-50% потерь тепла.Таким образом, сжигая газ в центральных котельных, страна отапливается ассигнациями.И это называется передовой российской энергетикой и экономикой.Вспоминаю, как в прошлом году замерзло отопление в Ботаническом саду Санкт-Петербурга. Наш известный лауреат Нобелевской премии на полном серьезе рассуждал, что надо повсеместно заменять железные трубы на пластмассовые.И я его не осуждаю, потому что даже ученый такого масштаба не владеет изложенным в статье методом исследования.Дело в том, что трубы и подводимая по ним для ото-пления горячая вода (пар) вообще не нужны, если решить этот вопрос иначе.Доста-точно подвести по дюймовой трубе природный газ и сжечь его в локальной котель-ной Ботанического сада, которую, конечно, надо построить.