Лента: Новости холодного оружия
Большинство превосходных полос старой эпохи анонимны, в том числе син-синто. Многие известные коллекции содержат мечи, датированные теми или иными эпохами, но ощутимая их доля реально относится к Бакумацу.
Подавляющая часть син-синто изготовлена в Эдо или вблизи него, то есть там, где работал сам Масахидэ и его ученики, создававшие затем собственные мастерские и обучившие собственных приемников. Эти чудотворцы не только изучали и копировали старинные методы, но активно экспериментировали с технологией в свете современных им научных знаний.В результате получен настоящий фейерверк направлений и школ, поскольку каждый маэстро употреблял авторские способы ковки и закалки.Вот почему стиль клинка не может являться однозначным критерием для классификации, и затруднения при столкновении с безымянным изделием данного периода поистине грандиозны.
Можно сказать, что анонимность - почти непременный спутник мечей Бакумацу.Причина этого не ясна, но существует одно предположение, с которым трудно поспорить.Анализ сложившейся в те годы политической ситуации дает ключ к пониманию загадки. Все просто - любой мастер изготавливает мечи не ради самовыражения (хотя подобный мотив обязателен для всякого настоящего художника), а в поисках средств существования.То есть изделиям нужен более или менее стабильный спрос.Поскольку большинство оружейников гнездились вокруг столицы, то их потенциальные покупатели так или иначе были связаны с сёгунатом.
А точнехонько в это время резко обострились отношения между двумя могущественными кланами - Сиши и Тозама.Напряженность сохранялась постоянно, что в случае прямого конфликта создавало необозримый рынок сбыта мечей.Разумеется, мастерам было глубоко наплевать на проблемы кланов, поэтому они благоразумно готовились вооружать всех, а во избежание скандала выходных данных на клинках предпочитали не оставлять.
Достоверная оценка анонимного меча предполагает учет большого количества мелких признаков, в том числе - следов от жестокой сечи в виде зазубрин и зарубок. Особенно хорошо такие отметины видны на пластичных зонах клинка - боковой стороне Shinogi-ji и спинке Mune.Процесс же термической обработки расписан, точно в книге, кристаллическими структурами ниэ и ниои.Так, для клинков Бакумацу характерны строго определенные формы хамон, длинная линия которого вьется плавными изгибами, создавая ощущение прочности и мощи.Иногда на одной из сторон нанесена гравировка. Узор дзи-хада (Ji Hada) обычно в стиле ко-мокумэ (Ко Mokurne) с большими неправильными пятнами.Хвостовик средней длины, стройный и грациозный.Такие мечи делались для серьезных людей, многострадальных и упорных, привыкших добиваться своего любой ценой.Сочетание особенностей дает право отнести клинок к одной из нескольких влиятельных школ, а порой даже назвать конкретного мастера.Так, работы Ямаура Macao из дома Киёмаро отличаются плотным кружевом хада в стиле ко-мокумэ, с великолепными кристаллами ниэ.Рисунок хамон - типа Ко Gunome Midare (позднее сменился на простой Gunome с жестким и колким Midare). Хвостовики прекрасно отделаны, с мягким, легким ясури в стиле сюдзи-кай.Срез обычно оформлен как Ha-agari Kiri Jiri ("наклонный" или "скошенный каштан").
Клинки школы Наотанэ имеют очень характерный признак - тобияки (Tobiyaki), сиречь островки закаленного металла в пластичной боковой зоне дзи (Ji).
Острие в стиле Ichimai Boshi ясно говорит о принадлежности мастера к дому Юкихидэ, представители коего просто копировали работы школы Го.Существует некий чрезвычайно важный момент, с которого начинается оценка любого меча - речь идет о "Го-кадэн" (Gokaden), пяти основных школах или направлениях. Каждая из них характеризуется рядом устойчивых породных признаков, присущих почти всем е изделиям, а названия всего лишь отражают географическое положение первоначального оплота стиля.Вот эти школы: Сошу-дэн (Soshu Den), Бизэн-дэн (Bizen Den), Мино-дэн (Mino Den), Ямасиро-дэн (Yamashiro Den) и Ямато-дэн (Yamato Den).
Сам термин возник в эпоху Эдо для классификации "старых мечей" (кото), но фактически любой современный экземпляр может быть отнесен к одному из направлений.Кстати, возможно, для кого-то это станет новостью, но во всех разговорах о стилях, школах и формах подразумевается клинок и только клинок в его первозданном виде. Ни рукоятки, ни ножны, ни украшения не имеют к полированной стали даже косвенного отношения, хотя и учитываются при оценке.Дело в том, что хорошая полоса за долгий век обычно меняла несколько комплектов монтировки, каждый из которых выходил из рук узкого специалиста, и ценность меча на девять десятых традиционно определяется его клинком.
Подавляющая часть син-синто изготовлена в Эдо или вблизи него, то есть там, где работал сам Масахидэ и его ученики, создававшие затем собственные мастерские и обучившие собственных приемников. Эти чудотворцы не только изучали и копировали старинные методы, но активно экспериментировали с технологией в свете современных им научных знаний.В результате получен настоящий фейерверк направлений и школ, поскольку каждый маэстро употреблял авторские способы ковки и закалки.Вот почему стиль клинка не может являться однозначным критерием для классификации, и затруднения при столкновении с безымянным изделием данного периода поистине грандиозны.
Можно сказать, что анонимность - почти непременный спутник мечей Бакумацу.Причина этого не ясна, но существует одно предположение, с которым трудно поспорить.Анализ сложившейся в те годы политической ситуации дает ключ к пониманию загадки. Все просто - любой мастер изготавливает мечи не ради самовыражения (хотя подобный мотив обязателен для всякого настоящего художника), а в поисках средств существования.То есть изделиям нужен более или менее стабильный спрос.Поскольку большинство оружейников гнездились вокруг столицы, то их потенциальные покупатели так или иначе были связаны с сёгунатом.
А точнехонько в это время резко обострились отношения между двумя могущественными кланами - Сиши и Тозама.Напряженность сохранялась постоянно, что в случае прямого конфликта создавало необозримый рынок сбыта мечей.Разумеется, мастерам было глубоко наплевать на проблемы кланов, поэтому они благоразумно готовились вооружать всех, а во избежание скандала выходных данных на клинках предпочитали не оставлять.
Достоверная оценка анонимного меча предполагает учет большого количества мелких признаков, в том числе - следов от жестокой сечи в виде зазубрин и зарубок. Особенно хорошо такие отметины видны на пластичных зонах клинка - боковой стороне Shinogi-ji и спинке Mune.Процесс же термической обработки расписан, точно в книге, кристаллическими структурами ниэ и ниои.Так, для клинков Бакумацу характерны строго определенные формы хамон, длинная линия которого вьется плавными изгибами, создавая ощущение прочности и мощи.Иногда на одной из сторон нанесена гравировка. Узор дзи-хада (Ji Hada) обычно в стиле ко-мокумэ (Ко Mokurne) с большими неправильными пятнами.Хвостовик средней длины, стройный и грациозный.Такие мечи делались для серьезных людей, многострадальных и упорных, привыкших добиваться своего любой ценой.Сочетание особенностей дает право отнести клинок к одной из нескольких влиятельных школ, а порой даже назвать конкретного мастера.Так, работы Ямаура Macao из дома Киёмаро отличаются плотным кружевом хада в стиле ко-мокумэ, с великолепными кристаллами ниэ.Рисунок хамон - типа Ко Gunome Midare (позднее сменился на простой Gunome с жестким и колким Midare). Хвостовики прекрасно отделаны, с мягким, легким ясури в стиле сюдзи-кай.Срез обычно оформлен как Ha-agari Kiri Jiri ("наклонный" или "скошенный каштан").
Клинки школы Наотанэ имеют очень характерный признак - тобияки (Tobiyaki), сиречь островки закаленного металла в пластичной боковой зоне дзи (Ji).
Острие в стиле Ichimai Boshi ясно говорит о принадлежности мастера к дому Юкихидэ, представители коего просто копировали работы школы Го.Существует некий чрезвычайно важный момент, с которого начинается оценка любого меча - речь идет о "Го-кадэн" (Gokaden), пяти основных школах или направлениях. Каждая из них характеризуется рядом устойчивых породных признаков, присущих почти всем е изделиям, а названия всего лишь отражают географическое положение первоначального оплота стиля.Вот эти школы: Сошу-дэн (Soshu Den), Бизэн-дэн (Bizen Den), Мино-дэн (Mino Den), Ямасиро-дэн (Yamashiro Den) и Ямато-дэн (Yamato Den).
Сам термин возник в эпоху Эдо для классификации "старых мечей" (кото), но фактически любой современный экземпляр может быть отнесен к одному из направлений.Кстати, возможно, для кого-то это станет новостью, но во всех разговорах о стилях, школах и формах подразумевается клинок и только клинок в его первозданном виде. Ни рукоятки, ни ножны, ни украшения не имеют к полированной стали даже косвенного отношения, хотя и учитываются при оценке.Дело в том, что хорошая полоса за долгий век обычно меняла несколько комплектов монтировки, каждый из которых выходил из рук узкого специалиста, и ценность меча на девять десятых традиционно определяется его клинком.