Лента: Новости холодного оружия
Кинжалы и короткие мечи использовались для ЁРОЙ КУМИУТИ — дословно "борьба в доспехах" (первый иероглиф "доспехи, латы", второй иероглиф "команда, объединение, комплект"). Боевые искусства, которые плотно рассматривали ЁРОЙ КУМИУТИ, назывались КОГУСОКУ КОСИ НО МАВАРИ (или иногда сокращённо просто КОГУСОКУ) и реже ЁРОЙДО СИ НО ДЗЮЦУ - в случае, если они тренировались только с ЁРОИДО СИ и игнорировали другие типы кинжалов. Одной из самых старых школ джиу-джитсу, сохранивших традиции КОГУСОКУ, считается ТАКЕНОУТИ РЮ.
Когда воин облачён в доспехи, количество зон для поражения на его теле резко сокращается.Таким образом, тренируя приёмы борьбы лёжа в доспехах, бойцы тренировались протыкать наболее уязвимые и слабые части доспеха, а также поражать горло, подмышки, сгибы локтей, внутреннюю часть ноги, заднюю часть сгиба колена и лодыжки.Кинжалы держали как прямым, так и обратным хватом. Этим критериям полностью соответствовали ножи ТАНТО.
ТАНТО
ТАНТО (первый иероглиф - "короткий") - это общий собирательный термин для разных видов кинжалов, чья длина не превышает одного СЯКУ.
ТАНТО - достаточно крупные боевые ножи с диной клинка от 25 до 40 см (в среднем 30), имеющие притом соразмерную цубу и оплетенную (как правило) рукоять со всеми положенными деталями (касира, мэнуки, фучи). В ножнах устроены пазы для размещения когай и когатаны. Это солидное оружие, дающее неплохие шансы даже в схватке с тяжеловооруженным противником.Их делали как с хребтообразной изломанной линией ковки СИНОГИЦУКУРИ (первый иероглиф - "закалка", второй - "выделка, строение, структура"), так и без неё - ХИРАДЗУКУРИ (первый иероглиф - "мягкий, нежный, мирный"). ТАНТО бывали как с ЦУБА (вообще "гарда", но дословно - "поля") - например, ХАМИДАСИ, так и без неё - например, КАЙКЭН.
В зависимости от периода изготовления, особенных требований по цели применения, креплений лезвия к рукояти и вообще "обвеса", ТАНТО подразделяли на много разных "моделей":
ЁРОИДО СИ (где второй иероглиф - "проводить, пропускать, выпускать");
МЕТЕДЗАСИ (первый иероглиф "правый", второй - "рука", третий - "палец");
ХАМИДАСИ (первый иероглиф - "есть, питаться", второй - "выходить, высылать");
АЙКУТИ (первый иероглиф - "встреча, встречать", второй - "рот");
КАЙКЭН (первый иероглиф - "грудь, пазуха");
ХИМОГАТАНА (первый иероглиф - "шнурок, тесёмка");
КОСИГАТАНА (первый иероглиф "поясница, бедро");
СИТО (первый иероглиф - "колоть, вонзать, колючка").
Естественно, требования к конструкции ТАНТО, предназначенного для пробивания доспехов, совершенно отличались от требований к конструкции ТАНТО, предназначенного для самозащиты от противников в обычной гражданской одежде.ЁРОИДО СИ имел сверхпрочное лезвие, которое почти не имело кривизны - ибо предназначалось это оружие принципиально для нанесения колотых ран. ХАМИДАСИ - боевой нож, во всем аналогичный танто, за исключением цубы, которой у него просто нет.Клинок отделяется от ножен и рукоятки небольшим приподнятым пояском, образующим с окантовкой устья ножен словно бы две половины одного целого.ХАМИДАСИ бывали и широкими, и узкими. АЙКУТИ - один из наиболее распространенных типов ножа, представленный как различными размерами (длина клинка от 10 до 30 см), так и всевозможнейшими стилями рукоятки и ножен.Отличительной особенностью является почти никак не обозначенный переход к клинку.Самое большее, что встречается здесь, - тонкий ободок, выполненный из металла или непосредственно из "тела" самой рукоятки.Если для танто и хамидаси оплетка служит одним из классификационных признаков, то рукоятки айкути подвергались этой операции редко. Их классика - гладкая (дерево, кость, лак) или роскошная резная рукоять. Очень распространенный стиль - обтяжка кожей ската (самэ-кава). При этом по бокам монтировались небольшие мэнуки, а торец укреплялся головкой цука-гасира.Лезвие АЙКУТИ значительно расширялось к основанию рукояти.КАЙКЭН никогда не имел рельефных украшений.Его рукоять и ножны были "заподлицо" и всегда очень гладкими, и часто - лакированными. В остальных случаях материал и оформление ножен как бы продолжают рукоятку, так что нож выглядит единым стилевым блоком.Линия стыка порой вообще незаметна или обозначена настолько слабо, что возникает сомнение - с какой стороны браться.Особенно это присуще изделиям из полированной древесины и кости, в которых нет металлических деталей, кроме клинка.Все типы ножей носились за поясом, как и мечи. Большие - сбоку, наподобие вакизаси, средние - почти на животе. Маленькие айкути, будучи потайным оружием, могли размещаться где угодно: в рукавах, за пазухой и так далее.Жёны и дочери воинов тоже изучали использование кинжалов, которые они носили с собой для самозащиты и самоубийства путём перерезания ярёмной вены на шее (с целью предотвращения позора). Женщины с собой носили, как правило, Кайкен или небольшой Айкути.Кайкен обычно помещали в Футокоро - особую складку, которая на кимоно и являлась "пазухой". Иногда кинжал поменьше помещали в Тамото (особо скроенная широкая часть рукава кимоно). Комплекс приёмов, специфически заточенных под Кайкен, так и назывался - Кайкен-джитсу.Во время середины и конца периода Токугавы всё больше и больше стали изготавливать недорогие ножи с более хрупкими лезвиями, такие, как Кайкен и небольшой Айкути, потому как с уходом из жизни практики постоянного ношения внешних и внутренних доспехов изменились приёмы для использования ножа и требования к конструкции рукояти и лезвия.Вместе с этим стали появляться новые школы, например Тендзин син рю, которые в основном отрабатывали пассивные комплексы приёмов защиты.Во многих школах тактика работы с Танто во многом была направлена на "контратаку против контратаки", и много усилия уделялось на развитие навыка нанесения серьёзных повреждений противнику, пытающемуся вас обезоружить и выхватить (выбить, вывернуть) нож из вашей руки.Этот термин очень редко использовался средневековыми школами джиу-джитсу, которые появлялись в самом начале периода ТОКУГАВА и в основном состояли из приёмов, родившихся на поле боя.Из-за обилия приёмов по обезоруживанию человека с ножом и постоянного роста этого навыка у опытных бойцов воины, по той или иной причине предпочитающие нож, стали дополнять его (и себя) всевозможными обвесами.Из-за необходимости много тренироваться с оружием в парах всё больше и больше школ джиу-джитсу стали использовать "безопасные" модели Танто, такие как БОКУТАНТО (где первый иероглиф "дерево") и СЁ ФУКУРОСИНАЙ (где второй иероглиф "мешок", третий иероглиф "бамбук").
Слово Футокорогатана, которое записывается теми же иероглифами, что и Кайкен, в современном японском языке означает "тайный союзник, последняя надежда, последняя опора". Из хорошо известных и существующих до сих пор школ боевых искусств как минимум две имели специальные тренировочные комплексы для обучения женщин владению Танто - это ТЭНДО РЮ и ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ. Причём ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ имеет специальные женские КАТА с ножом.Если рассмотреть исторически разные периоды истории развития разных школ ТАНТО-ДЗЮЦУ - древние и старые школы, такие как ТАКЭНОУТИ РЮ, СЭКИГУТИ РЮ, ХО КУ РЮ, ЯГЮ СИНГАН РЮ - все они делали упор больше на атаку и меньше на защиту ножом.Последняя, самая мелкая разновидность - так называемый "когатана", миниатюрный подсобный ножичек - пряталась в специальном кармашке ножен всегда с их внутренней (УРА) стороны, то есть ближе к телу. Его назначение было вполне мирным: служить по хозяйству в условиях автономного походного бытия.Говоря сегодняшним языком, "колбаски порезать". Маленький помощник обладал оригинальной особенностью - клинок был сменным, плотно вдвигаясь в плоскую металлическую рукоятку.Из-за постоянного пользования и неизбежных заточек тонкая сталь скоро изнашивалась и уходила на покой, уступая место новому клинку.
Когда воин облачён в доспехи, количество зон для поражения на его теле резко сокращается.Таким образом, тренируя приёмы борьбы лёжа в доспехах, бойцы тренировались протыкать наболее уязвимые и слабые части доспеха, а также поражать горло, подмышки, сгибы локтей, внутреннюю часть ноги, заднюю часть сгиба колена и лодыжки.Кинжалы держали как прямым, так и обратным хватом. Этим критериям полностью соответствовали ножи ТАНТО.
ТАНТО
ТАНТО (первый иероглиф - "короткий") - это общий собирательный термин для разных видов кинжалов, чья длина не превышает одного СЯКУ.
ТАНТО - достаточно крупные боевые ножи с диной клинка от 25 до 40 см (в среднем 30), имеющие притом соразмерную цубу и оплетенную (как правило) рукоять со всеми положенными деталями (касира, мэнуки, фучи). В ножнах устроены пазы для размещения когай и когатаны. Это солидное оружие, дающее неплохие шансы даже в схватке с тяжеловооруженным противником.Их делали как с хребтообразной изломанной линией ковки СИНОГИЦУКУРИ (первый иероглиф - "закалка", второй - "выделка, строение, структура"), так и без неё - ХИРАДЗУКУРИ (первый иероглиф - "мягкий, нежный, мирный"). ТАНТО бывали как с ЦУБА (вообще "гарда", но дословно - "поля") - например, ХАМИДАСИ, так и без неё - например, КАЙКЭН.
В зависимости от периода изготовления, особенных требований по цели применения, креплений лезвия к рукояти и вообще "обвеса", ТАНТО подразделяли на много разных "моделей":
ЁРОИДО СИ (где второй иероглиф - "проводить, пропускать, выпускать");
МЕТЕДЗАСИ (первый иероглиф "правый", второй - "рука", третий - "палец");
ХАМИДАСИ (первый иероглиф - "есть, питаться", второй - "выходить, высылать");
АЙКУТИ (первый иероглиф - "встреча, встречать", второй - "рот");
КАЙКЭН (первый иероглиф - "грудь, пазуха");
ХИМОГАТАНА (первый иероглиф - "шнурок, тесёмка");
КОСИГАТАНА (первый иероглиф "поясница, бедро");
СИТО (первый иероглиф - "колоть, вонзать, колючка").
Естественно, требования к конструкции ТАНТО, предназначенного для пробивания доспехов, совершенно отличались от требований к конструкции ТАНТО, предназначенного для самозащиты от противников в обычной гражданской одежде.ЁРОИДО СИ имел сверхпрочное лезвие, которое почти не имело кривизны - ибо предназначалось это оружие принципиально для нанесения колотых ран. ХАМИДАСИ - боевой нож, во всем аналогичный танто, за исключением цубы, которой у него просто нет.Клинок отделяется от ножен и рукоятки небольшим приподнятым пояском, образующим с окантовкой устья ножен словно бы две половины одного целого.ХАМИДАСИ бывали и широкими, и узкими. АЙКУТИ - один из наиболее распространенных типов ножа, представленный как различными размерами (длина клинка от 10 до 30 см), так и всевозможнейшими стилями рукоятки и ножен.Отличительной особенностью является почти никак не обозначенный переход к клинку.Самое большее, что встречается здесь, - тонкий ободок, выполненный из металла или непосредственно из "тела" самой рукоятки.Если для танто и хамидаси оплетка служит одним из классификационных признаков, то рукоятки айкути подвергались этой операции редко. Их классика - гладкая (дерево, кость, лак) или роскошная резная рукоять. Очень распространенный стиль - обтяжка кожей ската (самэ-кава). При этом по бокам монтировались небольшие мэнуки, а торец укреплялся головкой цука-гасира.Лезвие АЙКУТИ значительно расширялось к основанию рукояти.КАЙКЭН никогда не имел рельефных украшений.Его рукоять и ножны были "заподлицо" и всегда очень гладкими, и часто - лакированными. В остальных случаях материал и оформление ножен как бы продолжают рукоятку, так что нож выглядит единым стилевым блоком.Линия стыка порой вообще незаметна или обозначена настолько слабо, что возникает сомнение - с какой стороны браться.Особенно это присуще изделиям из полированной древесины и кости, в которых нет металлических деталей, кроме клинка.Все типы ножей носились за поясом, как и мечи. Большие - сбоку, наподобие вакизаси, средние - почти на животе. Маленькие айкути, будучи потайным оружием, могли размещаться где угодно: в рукавах, за пазухой и так далее.Жёны и дочери воинов тоже изучали использование кинжалов, которые они носили с собой для самозащиты и самоубийства путём перерезания ярёмной вены на шее (с целью предотвращения позора). Женщины с собой носили, как правило, Кайкен или небольшой Айкути.Кайкен обычно помещали в Футокоро - особую складку, которая на кимоно и являлась "пазухой". Иногда кинжал поменьше помещали в Тамото (особо скроенная широкая часть рукава кимоно). Комплекс приёмов, специфически заточенных под Кайкен, так и назывался - Кайкен-джитсу.Во время середины и конца периода Токугавы всё больше и больше стали изготавливать недорогие ножи с более хрупкими лезвиями, такие, как Кайкен и небольшой Айкути, потому как с уходом из жизни практики постоянного ношения внешних и внутренних доспехов изменились приёмы для использования ножа и требования к конструкции рукояти и лезвия.Вместе с этим стали появляться новые школы, например Тендзин син рю, которые в основном отрабатывали пассивные комплексы приёмов защиты.Во многих школах тактика работы с Танто во многом была направлена на "контратаку против контратаки", и много усилия уделялось на развитие навыка нанесения серьёзных повреждений противнику, пытающемуся вас обезоружить и выхватить (выбить, вывернуть) нож из вашей руки.Этот термин очень редко использовался средневековыми школами джиу-джитсу, которые появлялись в самом начале периода ТОКУГАВА и в основном состояли из приёмов, родившихся на поле боя.Из-за обилия приёмов по обезоруживанию человека с ножом и постоянного роста этого навыка у опытных бойцов воины, по той или иной причине предпочитающие нож, стали дополнять его (и себя) всевозможными обвесами.Из-за необходимости много тренироваться с оружием в парах всё больше и больше школ джиу-джитсу стали использовать "безопасные" модели Танто, такие как БОКУТАНТО (где первый иероглиф "дерево") и СЁ ФУКУРОСИНАЙ (где второй иероглиф "мешок", третий иероглиф "бамбук").
Слово Футокорогатана, которое записывается теми же иероглифами, что и Кайкен, в современном японском языке означает "тайный союзник, последняя надежда, последняя опора". Из хорошо известных и существующих до сих пор школ боевых искусств как минимум две имели специальные тренировочные комплексы для обучения женщин владению Танто - это ТЭНДО РЮ и ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ. Причём ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ имеет специальные женские КАТА с ножом.Если рассмотреть исторически разные периоды истории развития разных школ ТАНТО-ДЗЮЦУ - древние и старые школы, такие как ТАКЭНОУТИ РЮ, СЭКИГУТИ РЮ, ХО КУ РЮ, ЯГЮ СИНГАН РЮ - все они делали упор больше на атаку и меньше на защиту ножом.Последняя, самая мелкая разновидность - так называемый "когатана", миниатюрный подсобный ножичек - пряталась в специальном кармашке ножен всегда с их внутренней (УРА) стороны, то есть ближе к телу. Его назначение было вполне мирным: служить по хозяйству в условиях автономного походного бытия.Говоря сегодняшним языком, "колбаски порезать". Маленький помощник обладал оригинальной особенностью - клинок был сменным, плотно вдвигаясь в плоскую металлическую рукоятку.Из-за постоянного пользования и неизбежных заточек тонкая сталь скоро изнашивалась и уходила на покой, уступая место новому клинку.