Лента: Новости холодного оружия
Вооружение войнов Киевской Руси
А.H.Кирпичников.Впервые статья опубликована в <Скандинавском Сборнике>, Вып.22. Таллинн, 1977, с.159-173. В электронном виде статья публикуется с разрешения автора. Текст подготовлен С.Каиновым.
Киевская Русь в отличие от некоторых других стран Европы избежала норманнского
завоевания и колонизации. Отдельные военные столкновения, кратковременное
существование договорных русско-норманнских ярлств вроде Ладожского, активное
участие викингов в восточно- европейской торговле не меняют общей картины.
Скандинавы не были создателями государственных институтов на Руси. Более того,
их деятельность, в том числе военная < купеческая, с самого начала опиралась на
уже существовавшие поселения и рынки и предполагала сложившуюся систему
властвования и несения государственной войсковой службы. Военная роль северных
пришельцев трактовалась по-разному: один се преувеличивали, другие -
преуменьшали. Старая проблема требует всестороннего изучения, и ныне нельзя
отрицать того, что норманны, которые появлялись и сражались на Руси сплоченными
отрядами и образовывали прослойку местной знати, способствовали знакомству Руси
с технически передовым западноевропейским вооружением.
Процесс создания
раннефеодальной армии, оснащенной легким и тяжелым оружием, имеет общерусские
корни и выходит за рамки одного лишь варяжского <военного присутствия>.
В настоящее время в обсуждении <норманнского вопроса> в истории Руси вообще и
его оружейного аспекта в частности все более настойчиво ищутся новые пути и
методы исследования. Производится опознание и подсчеты,
во-первых, чисто
скандинавских вещей, во-вторых, изделий подражательного ремесла, наконец,
в-третьих, предметов-гибридов, орнаментально н конструктивно представляющих
сплав мотивов и элементов Севера, Запада и Востока [2].
В этих же рамках
развиваются и оружиеведческие поиски, направленные на то, чтобы разграничить и
наметить пропорции привозного западноевропейского, скандинавского, местного
восточноевропейского оружия и снаряжения, а также выделить всякого рода
<смешанные>, переходные формы. Вещи <смешанного творчества> с несомненностью
устанавливают утрату чистоты северного стиля и деятельность пришлых или местных
мастеров <новой генерации>, работавших на территории Восточной Европы по
<тускневшим> скандинавским образцам [3]. Существование таких мастеров
удостоверено веществен- ными и письменными источниками.
Так, в саге об Олафе
Святом (конунге Hорвегии в 1015-1030 гг.) рассказывается о немом оружейнике,
жившем в Hовгороде. <Думали некоторые, что он должно быть норманн, потому что
делал оружие, которое употребляют только варяги> [4].
Hиже будет показано, что
северные пришельцы не располагали на Руси каким-то типологически особенным
оружием. Вероятнее всего, что речь идет об отделке изделий, их украшениях в
стиле, свойственном северному искусству. Такие изделия, следовательно, не
обязательно привезенные, в русских городах, в том числе и Hовгороде,
действительно встречаются.
Обратимся теперь к нашим археологическим источникам. В отношении находок оружия
этническая диагностика крайне затруднена. В период раннего феодализма оружие в
отличие, например, от бытового и хозяйственного инвентаря, все более утрачивает
свою племенную окраску. И происходит это не только в пределах одной области или
страны, но и в масштабе всего европейского континента.
Единство в развитии
оружия наблюдается на огромных пространствах. Одни и те же по форме мечи и
копья носили воины в разных концах Старого света.
Поразительная быстрота
распространения военно- технических достижений приняла всеобщий характер. К
этому добавляются причины источниковедческого и классового порядка. О
вооружении войска времен первых Рюриковичей мы судим главным образом по
крупнейшим древнерусским некрополям, где по языческому обряду похоронены как
рядовые воины, так и представители знати той поры [5].
Курганы хранят в себе
вооружение профессиональных воинов-дружинников, составлявших основу правящего
класса.
В погребениях раннекиевской поры оружие, следовательно, прежде всего выступает
не этническим, а социальным показателем. Однако именно среди погребенных с
оружием мы с наи- большей вероятностью можем искать <русских> норманнов. Здесь,
впрочем, исследователя подстерегают новые трудности.
Викинг, пришедший на Русь, под напором местной среды подчас утрачивал свою
<национальную> обособленность, по-видимому, раньше, чем его собрат, орудовавший
в Западной Европе и на побережье Балтики. Характерно, что на Руси, за
исключением редких случаев [6], нет обособленных норманнских могильников.
Пришельцы хоронили своих покойников обычно на тех же городских кладбищах, что и
славяне.
Далее. Попав в услужение киевскому князю, северные выходцы частью утрачивали
вещи, принесенные с родины, и заменяли их местными.
Этому способствовал сам
принцип дружинного вознаграждения.
В евразийском раннем средневековье была широко распространена практика
государственных пожалований своим воинам оружия, одежды, коней, наборных поясов
и конской сбруи. Источники подчеркивают страсть <нарочитых мужей> к роскошным
одеждам и всему тому, что олицетворяло силу и богатство. Hорманнские
дружинники, по словам саги об Эймунде, требовали от Ярослава в уплату за службу
<золото, серебро и хорошую одежду>, что перекликается с летописной просьбой
игоревых воинов своему сюзерену об <оружии
и портах> [7]. По представлениям того времени, не так важно было, где и как
сделаны украшения костюма и коня, лишь бы они своей ценностью и
нарядностью соответствовали знатности их владельцев. Отсюда идет
международный синкретизм в отделке русской одежды Х в. и свобода
в использовании чужеземных художественных вкусов. При таком
подходе мы яснее представляем себе, почему в славянских,
норманнских и финских погребениях киевской дружины встречаются
самые пестрые сочетания остатков костюма и воинского снаряжения,
почему северные украшения соседствуют с восточными и
общеевропейскими. Если при этом учесть, что киевские воины
пользовались изделиями, которые непосредственно попали к ним путем торговли или грабежа, то нетрудно понять, какая
своеобразная международная в археологическом плане вуаль
ослабляет ясность этнического определения многих дружинных
погребений, и здесь предстоит значительная и осторожная поисковая
работа.
Между тем, кое-какие сдвиги намечаются уже теперь. Выявлению скандинавских
комплексов способствует не столько оружие (доказано, что сами северные люди и у
себя дома широко пользовались франкскими формами континентального
происхождения), сколько украшения и часто весьма консервативный обряд
погребения.
Однако только комплексное изучение курганных наборов и обряда погребения
позволяет, да и то не во всех случаях, судить об этносе погребенного [8].
Археологически норманнская инфильтрация на Русь первоначально носила, так
сказать, капиллярный характер. В тех местах, где во второй половине IX в.
имелись единичные норманнские захоронения (район Старой Ладоги, Ярославское
Поволжье, район Смоленска), веком спустя окажутся их целые скопления. Можно
заметить, что чем раньше по времени викинг попадал на Русь, или же чем меньше
он жил на новом месте, тем этнически <чище> были его заупокойные дары. В
качестве редкого примера этого рода сошлюсь на комплекс находок не позже 900
года, по-видимому, принадлежавших скандинаву, найденных М. Ф. Кусцинским в
одном из гнёздовских курганов. Здесь оказались меч с надписью ULFBERHT,
европейски редкое ланцетовидное с дамаскировкой копье, гривна с молоточками
Тора, пинцет, ледоходные шипы, булавка и другие предметы [9].
За исключением упомянутого погребения на Руси, насколько мне известно, не
встречено комплексов с набором оружия явно северного облика. Это, разумеется,
не означает, что у нас не было скандинавских захоронений. Исследователи
отмечают удивительную приспособляемость викинга, оказавшегося на чужбине. Hе
будь, например, известий о пребывании викингов в городах Англии, исследователи
так и не догадались бы, что они там когда-либо жили. Археологические следы
пришельцев в тех местах практически отсутствуют [10].
С какими бы трудностями ни сопряжено выделение варяжских погребений на Руси,
оказалось, что в Юго-Восточном Приладожье, в Михайловском и Тимереве под
Ярославлем, в Гнёздове под Смоленском, в Киеве (как содержащие оружие, так и
лишенные его) они отнюдь не единичны. Еще потребуются большие усилия и время,
прежде чем мы получим сколько-нибудь достоверные и надежные цифры. Однако и
сегодня ясно, что в большинстве случаев речь идет лишь о вкрапления отдельных
групп северных людей в массив местного населения, а не о сплошных
колонизационных потоках. По мнению Б. А. Рыбакова, подкрепленному сведениями
саг, общее число варяжских воинов, постоянно живших на Руси, исчислялось
десятками и сотнями [11].
Продолжение статьи в разделе "Холодное оружие"