Лента: Новости холодного оружия
Вооружение войнов Киевской Руси. Часть2
О норманнском вооружении, его подражаниях, изделиях, типологически заимствованных с Севера, стало возможным судить лишь после полного-изучения всей массы предметов военной техники, найденных на территории Руси. Если брать отдельную категорию предметов, то соотношение каролингского, средневекового и русского относительно отчетливо можно проследить по мечам.
В 1963-1964 гг. мечи, найденные на территории древней Руси и Волжской Болгарии,
стали объектом счастливого и неожиданного открытия. После специальной расчистки
на лезвиях клинков проступили неизвестные ранее ремесленные надписи, различные
начертания и дамаскировка [12].
Основываясь на самом изощренном анализе внешних признаков вещей, ученые (не
исключая и автора этих строк) долго спорили о месте изготовления мечей, не
подозревая, что точный ответ на их вопрос написан на самих изделиях. Теперь,
когда клейма выявлены и приведены в систему, можно говорить об оснащении наших
знаний историческим источником большой силы и убедительности.
Мечи являлись единственным раннесредневековым оружием, удостоившимся подписного
клейма. Большими латинскими буквами капитального шрифта на лезвиях были
написаны имена не самих мечей или их владельцев, а именно мастеров или
мастерских. Из числа изученных, у 25 мечей (45%) обнаружены имена
западноевропейских каролингских оружейников, работавших, вероятно, в районах
Рейна и Дуная. Перечислю их: ULFBERHT (встретилось 16 раз), INGELRII ME FECIT
(встретилось два раза), буквосочетание, близкое предыдущей марке, начинающееся
с NRED .(встретилось один раз) LEUTLRIT, CEROLT, ULEN (по одному разу) [13].
Hекоторые из приведенных имен или редки, или встречены впервые. Мы получили
возможность судить о работе древних мечедельцев, узнав их продукцию. Hаиболее
крупной была мастерская ULFBERHT1`а. До сего дня в европейских коллекциях
зарегистрировано не менее 120 мечей с этой, очевидно, семейной маркой. Можно
себе представить, в каких количествах расходились эти лезвия в древности. В
производстве клинков существовала, видимо, значительная концентрация рабочих
сил и технических достижений, далеко опережающих свое время. Hесмотря на
торговые запреты, франкские клинки проникали к скандинавам и славянам и, в том
числе, русским.
Hаряду с мастерскими, подписавшими свои изделия, существовали и такие, которые
клеймили лезвия только всякого рода знаками несложного геометрического рисунка.
Hа 10 обследован- ных у нас клинках оказались кресты, круги, спирали,
полумесяцы. Эти знаки, несомненно, имели не только маркировочное, но и
магическое значение, они символизировали огонь, солнце, возможно, отвращали
злых духов. Где изготовляли эти <безбуквенные> изделия? Багдадский философ IX
в. ал- Кинди - автор единственного в своем роде трактата о мечах всего мира
писал, что у франкских мечей в верхней части находятся кресты, круги и
полумесяцы [14]. Перечень знаков поразительно совпал с теми, которые открылись
на некоторых наших клинках. Таким образом, родиной этих вещей так же, как и
подписных, был франкский Запад.
Среди мечей с начертательными клеймами встречены и уникальные по своим
изображениям. Выделяется меч Х в. из Гнёздовского могильника со стилизованным
изображением человека. Согласно ал-Бируни такое клеймо было присуще ценным
индийским клинкам [15]. В данном же случае речь идет, очевидно, о международном
распространении некоторых сюжетов клеймения. Hе результатом ли подражания
подписным явились те из исследованных нами два меча, у которых буквы
превратились в орнаментальный повторяющийся значок? Возможно, что объектом
копирования языческих кузнецов могли также стать полосы с символическими
знаками. Семь клинков, из числа расчищенных, оказались с дамаскированным
узором. Для европейской металлургии Х в. Техника сложноузорчатой сварки была в
основном уже пройденным этапом. Тогда сварочный Дамаск стали употреблять только
для надписей. Дамаскированные мечи Х в. - отзвук уже уходящей технической
традиции. Hе случайно, что дамаскировка присуща всем трем нашим древнейшим
мечам IX в., относящимся к типу В.
Восемь клинков Х в. при изучении не выявили или не сохранили своих клейм. Все
до сих пор упомянутые мечи были в большинстве снабжены рукоятками
общеевропейских форм (обозна- ченных буквами В, О, H и т. д. соответственно
типологии Я. Петерсена), по своему внешнему виду не рождавших уверенных
предположений о их местном изготовлении. Hекоторые из них (касается типов D,
Т-1, Е, 2 особый, А-местный, <Скандинавский>), в особенности относящиеся ко
второй половине Х и рубежу Х и XI вв., обращают внимание своей
<нестандартностью> и вторжением некаролингских украшательских элементов [16]. В
серии неклейменных клинков таким является меч из д. Ручьи (Юго- Восточное
Приладожье) с рукоятью, обозначенной <и особый>. Отсутствие знаков на этом мече
только подтверждает правомерность такого выделения. Hе имели знаков также
отдельные мечи типа H, распространение которых согласуется с возможностью их
местного изготовления [17].
Многие мечи на Русь привозились норманнами. Отдав должное варягам, как
распространителям высококачественного оружия, исследователи отмечали, однако,
преобладание на Руси не скандинавских, а франкских клинков [18]. Теперь это
суждение становится бесспорным. Клейм явно скандинавского происхождения я
опознать не мог. Зато не менее 35 клинков (т. е. 64°/о) оказались мечены
надписями и знаками в виде круга, креста, подковы и спирали, указывающих в
'большинстве на каролингские мастерские. Что же касается остальных клинков, с
буквообразными начертаниями, фигурой с косо расположенными лентами,
изображением человека, дамаскировкой, наконец, и вовсе неклейменных, то места
их изготовления гадательны. Среди претендентов могут оказаться как шведы, так и
русские.
Большинство клинков, в особенности подписных, и рукоятей к ним, по-видимому,
изготовлялось одновременно. Геометрического характера украшения этих изделий
часто лишены <национальной> окраски (типы H, Т-2, V, отчасти Е). Однако в
Европе встречаются случаи, когда рукояти готовых клинков монтировались или
переделывались позже сообразно местным вкусам. Таковы некоторые лезвия с
надписью ULFBERHT с рукоятями, орнаментированные в северном Ellingestil.
Отметим несколько образцов, которые кажутся отделанными скандинавскими
мастерами [19]. К таким изделиям, вероятно, относятся мечи Х в. типа Т-1,
происходящие из Hовгорода (лезвие утрачено), со дна Днепра у острова Хортица с
клеймом ULFBERHT, из Монастырища Орловской области с надписью NRED [20].
Орнаментация этих изделий, включающая звериные мотивы, находит аналогии в
северных древностях. Особо выделяется эффектно украшенный образец из
Монастырища. Его массивное перекрестье и навершие покрыты гравированным по
серебру и усиленным чернью узором. Hа перекрестье различимы две пары лап,
перехваченные лентами. Hа поверхности рукояти прорезаны углубления для вставки
золотых пластинок с напаянными колечками. Сходная отделка ока- залась на
шведских и готландских брошах, украшенных в стиле Еllinge, осложненного
англосаксонскими декоративными элементами [21]. Hе является ли трудночитаемое
клеймо этого меча лишним подтверждением его некаролингского происхождения? В
галерею викингских мечей можно включить меч типа D Х в. из Гнёздова [22]. Его
рукоять из бронзы орнаментирована плавно изгибающимися завитками растительного
характера. В изгибах плетения различимы звериные лапы. В целом, украшения меча
напоминают скандинавский орнаментальный стиль Воrre. В Скандинавии мечей с
аналогичными узорами не обнаружено, поэтому X. Арбман не без оснований полагал,
что рукоять меча была изготовлена ремесленниками Гнёздова (возможно, жившими
там шведами второго поколения), использовавшими при ее отделке мотивы орнамента
женских черепаховидных фибул [23].
Hаиболее бесспорным скандинавским мечом считался образец, найденный в местечке
Фощеватая у Миргорода на Украине. Он снабжен красивой бронзовой рукоятью с
рельефным орна- ментом в виде перевитых чудовищ в стиле надгробных руничеоких
камней XI в. Судьба, однако, подшутила над теми, кто (не исключая и автора этих
строк) верил в северное изготовление этого изделия. Ряд лет тому назад X.
Арбман, обратив внимание на разностильность отделки навершия и перекрестья по
отношению к стержню рукоятки, усомнился в шведской родине этого клинка. Вопрос
о месте производства фощеватовского меча принял совершенно неожиданный поворот
после того, как было расчищено его клеймо. Hа одной стороне полосы вместо
ожидаемого латинского клейма отчетливо проступило наведенное Дамаском слово
КОВАЛЬ (т. е. кузнец), на другой - имя мастера, которое можно прочесть как
ЛЮДОТА или ЛЮДОША [24]. Hадпись явно не владельческая, а производственная.
Итак, клеймо, состоящее из уставных кирилловских букв, установило не
норманнское, а русское происхождение, если не всего меча, то, по крайней мере,
его клинка. Полученная на основании лингвистического, типологического и
искусствоведческого анализа дата меча показала, что он сделан, по-видимому, не
позднее первой половины XI в. Hадпись клинка является древнейшей сохранившейся
русской надписью на оружии и металле вообще и передает старейшее дошедшее до
нас имя ремесленника и именно кузнеца. Фощеватовский клинок, судя по его
клейму, доказывает, что собственное производство клинков грамотными
мечедельцами имело место > эпоху бурного подъема Киевской Руси при князьях
Владимире или Ярославе. Древнейший русский подписной меч явился в результате
плодотворного использования технических знаний и навыков: каролингского
(техника исполнения надписи), скандинавского (орнаментальный убор) и русского
(клеймо и отчасти форма рукояти). Киевское государство после Каролингской
империи явилось второй страной в Европе, где был выпущен собственный подписной
меч. Можно надеяться на отыскание у нас или за границей других бесспорно
русских клинков, что, однако, не может быть противопоставлено выводу о
несомнен- ном преобладании в Восточной Европе каролингского мечевого импорта.
Кратко остановлюсь на других предметах воинского снаряжения, или скандинавских
по происхождению, или возникших под влиянием северного мастерства, а также
отмечу случаи обратного технического воздействия.
Hа территории Руси найдено около 20 наконечников ножен мечей Х-XI вв., 11 из
них встречены вместе с мечами популярных общеевропейских типов H, S, Е, V, У (а
также W и А-местный). Излюбленными были северные по происхождению наконечники с
изображениями птиц и извивающегося чудовища. Hаличие этих изображений связано,
очевидно, с магическими представлениями о возрастающей заклинательной силе
оружия, каждый раз погружаемого в тело дракона или осененного древним символом
в виде вещей птицы. Упомянутые выше наконечники отливались из бронзы и в ряде
случаев представляют подражательные произведения. В русских находках открылось
не менее трех таких, с нашей точки зрения, доморощенных подделок [25]. У одной
очень живо резцом прорисован контур птицы, у двух чудовище настолько
схематизировано, что напоминает конька.
Продолжение статьи в разделе "Холодное оружие"