Лента: Новости холодного оружия
В крестовине изменился до сих пор простой четырёхгранник на конце: по отношению к клинку он стал часто приобретать дугообразное очертание. Нередко конец дугообразной крестовины расширялся и уплощался.
Из другого поясного оружия получил распространение прежде всего кинжал. Сохранившиеся готические кинжалы представляют собою подлинные украшения знаменитых коллекций всего мира, однако о многообразии их форм мы можем судить скорее по изобразительному материалу, чем по сохранившимся оригиналам. Собирателю легче найти средневековый дуссак с однолезвенным прямым клинком, часто довольно разной длины (40 – 80 см). Это оружие имело обыкновенно рукоять, которая заканчивалась дугообразной железной шляпкой. Крестовина часто отсутствовала или была так мала, что лишь слегка выступала за пределы широкого клинка.
Наконечники копий в конце XIII-XIV веке также демонстрируют изменившиеся формы. Наряду с древним листообразным типом с прожилкой посредине, появились рыцарские копья с узким четырёхгранным наконечником, переходившим в насадочную часть, или копья с очень коротким наконечником, напоминающим две соединённые пирамидки. В эту эпоху появились многие типы древкового оружия (алебарды, глефы и пр.). Однако оригиналы XIV века очень редки, и самостоятельное развитие этого оружия относится лишь к последующим столетиям.
В конце XV века колющий меч получил особый характер в виде так называемого меча-кончара с трёх- или четырёхгранным клинком.
Изменяется и форма крестовины: возникает горизонтальная S-образная форма, которая во второй половине XV века часто имела линеарную профилировку. Наряду с имевшимися типами появились головки грушеобразной формы, плоские головки в виде верхней половины стилизованного цветка лилии, в конце столетия – шарообразные головки.
С середины века известны также иные типы рубящего оружия. К поясному оружию принадлежит сабля, которая появляется в Центральной Европе очевидно под влиянием европейского Востока (Венгрия, Польша). От тогдашних мечей она отличается только кривым клинком. Полную форму меча сохранил другой вид рубящего оружия, возникший в это время: так называемый двуручный меч, который предназначался для пехоты и удерживался обеими руками. Как оружие ландскнехтов, меч для двух рук обрёл свою форму на рубеже XV – XVI веков. Древнейшие, ещё готические экземпляры имеют прямой, плоский клинок ромбовидного сечения, который в более поздних образцах снабжался двусторонними крюками, расположенными за крестовиной – они должны были зацеплять и задерживать клинки противника. По способу обращения с ним двуручник приближается к древковому оружию, значение которого увеличивалось вместе со значением пехоты на полях сражений XV века.
Алебарда, которая за минувший период посредством удлинения верхней части полотна развилась из секиры в копьевидную форму (швабо-швейцарский тип), приобрела теперь свой характерный вид: от полотна отделилось длинное остриё. Эта форма уже в XIV веке была характерна для некоторых разновидностей чешской алебарды.
В XV веке особое применение нашло ударное оружие. У шестопера шесть или более трапецевидных полотен располагались по кругу возле цилиндрической насадки; в конце XIV – начале XV века была введена деревянная рукоять. Позднее насадка перешла в цилиндрическую железную рукоять, которая нередко украшалась рельефом, чаще же всего ленточным орнаментом. Около 1500 года полотна стали профилировать. Другим типом является палица, у которой рукоять в виде человеческой руки сжимала в кулаке молот.
Среди древкового оружия встречается также секира, которая часто дополнялась сверху копьевидным наконечником. Для военного искусства Европы, прежде всего Центральной и Восточной Европы, в XV веке были характерны многие элементы, которые хорошо зарекомендовали себя в войсковой системе гуситов и в вооружении гуситского войска.
В XVI веке появляются волнообразные клинки и изредка экземпляры колющего типа. У самых ранних представителей этой разновидной крестовина обыкновенно прямая, цилиндрического или квадратного сечения, с шариками или желудями на концах. Позднее формы стали сложнее: появляются изогнутые крестовины, нередко дополненные пластически прфилированными кольцами-отражателями.
Постепенно меч утрачивает свое ведущее значение, хотя как раз к этому времени нашли применение некоторые его новые формы. К ним относится, например, более короткий меч ландскнехта – рукопашник (катцбальгер).
Среди поясного оружия большее значение в Центральной Европе приобрела кривая сабля.
Однако ведущую роль в это время играло всё-таки колющее оружие, прежде всего шпага, которая обрела свою наиболее совершенную форму. Дальнейшая явственная тенденция состояла в возникновении и развитии гарды для лучшей защиты руки. Уже на рубеже XV – XVI веков на крестовине появились сначала простые, а потом комбинированные дуги. Затем эти дуги с несколькими отростками развились в нижнюю гарду. Последняя была подогнана к клинку, в верхней части которого за крестовиной помещалась более узкая плоская часть (рикассо). Верхняя часть гарды также образовалась из крестовины. При этом или один из концов её дугообразно изгибался кверху, или передняя дужка гарды образовывалась из замковых дуг, возникавших из крестовины и устремлённых к головке.
Классические формы гарды эпохи Ренессанса сложились в дальнейшем посредством прибавлением новых замковых дуг, которые соединили передние дужки с кольцами крестовины и нижней гардой. При этом внешняя сторона гарды, как правило, трактовалась ярче, чем внутренняя. Полная защищённость руки была достигнута в мечах или палашах северо-итальянского происхождения, так называемых скьявоне, которые вскоре распространились по всей Центральной Европы. Гарда скьявоне обыкновенно выковывалась из перекрещивающихся полос, которые часто профилировались и закрывали руку с обеих сторон.
Колокольчатая шпага, происходящая из Италии, снабжена расположенной ниже простой крестовины чаше- или колоколообразной гардой, в большинстве случаев ажурной. В этом случае защиту руки сверху обеспечивает лишь простая ловушка гарды. В парадных экземплярах оружейники усиливали художественный эффект посредством украшения отдельных частей гарды, крестовины и головки. Часто встречается пластический рельеф из растительных и зооморфных мотивов, а также фигурные медальоны. Иногда растительный орнамент из серебряной проволоки вчеканивался в железную основу или некоторые части золотились.
Из другого поясного оружия получил распространение прежде всего кинжал. Сохранившиеся готические кинжалы представляют собою подлинные украшения знаменитых коллекций всего мира, однако о многообразии их форм мы можем судить скорее по изобразительному материалу, чем по сохранившимся оригиналам. Собирателю легче найти средневековый дуссак с однолезвенным прямым клинком, часто довольно разной длины (40 – 80 см). Это оружие имело обыкновенно рукоять, которая заканчивалась дугообразной железной шляпкой. Крестовина часто отсутствовала или была так мала, что лишь слегка выступала за пределы широкого клинка.
Наконечники копий в конце XIII-XIV веке также демонстрируют изменившиеся формы. Наряду с древним листообразным типом с прожилкой посредине, появились рыцарские копья с узким четырёхгранным наконечником, переходившим в насадочную часть, или копья с очень коротким наконечником, напоминающим две соединённые пирамидки. В эту эпоху появились многие типы древкового оружия (алебарды, глефы и пр.). Однако оригиналы XIV века очень редки, и самостоятельное развитие этого оружия относится лишь к последующим столетиям.
В конце XV века колющий меч получил особый характер в виде так называемого меча-кончара с трёх- или четырёхгранным клинком.
Изменяется и форма крестовины: возникает горизонтальная S-образная форма, которая во второй половине XV века часто имела линеарную профилировку. Наряду с имевшимися типами появились головки грушеобразной формы, плоские головки в виде верхней половины стилизованного цветка лилии, в конце столетия – шарообразные головки.
С середины века известны также иные типы рубящего оружия. К поясному оружию принадлежит сабля, которая появляется в Центральной Европе очевидно под влиянием европейского Востока (Венгрия, Польша). От тогдашних мечей она отличается только кривым клинком. Полную форму меча сохранил другой вид рубящего оружия, возникший в это время: так называемый двуручный меч, который предназначался для пехоты и удерживался обеими руками. Как оружие ландскнехтов, меч для двух рук обрёл свою форму на рубеже XV – XVI веков. Древнейшие, ещё готические экземпляры имеют прямой, плоский клинок ромбовидного сечения, который в более поздних образцах снабжался двусторонними крюками, расположенными за крестовиной – они должны были зацеплять и задерживать клинки противника. По способу обращения с ним двуручник приближается к древковому оружию, значение которого увеличивалось вместе со значением пехоты на полях сражений XV века.
Алебарда, которая за минувший период посредством удлинения верхней части полотна развилась из секиры в копьевидную форму (швабо-швейцарский тип), приобрела теперь свой характерный вид: от полотна отделилось длинное остриё. Эта форма уже в XIV веке была характерна для некоторых разновидностей чешской алебарды.
В XV веке особое применение нашло ударное оружие. У шестопера шесть или более трапецевидных полотен располагались по кругу возле цилиндрической насадки; в конце XIV – начале XV века была введена деревянная рукоять. Позднее насадка перешла в цилиндрическую железную рукоять, которая нередко украшалась рельефом, чаще же всего ленточным орнаментом. Около 1500 года полотна стали профилировать. Другим типом является палица, у которой рукоять в виде человеческой руки сжимала в кулаке молот.
Среди древкового оружия встречается также секира, которая часто дополнялась сверху копьевидным наконечником. Для военного искусства Европы, прежде всего Центральной и Восточной Европы, в XV веке были характерны многие элементы, которые хорошо зарекомендовали себя в войсковой системе гуситов и в вооружении гуситского войска.
В XVI веке появляются волнообразные клинки и изредка экземпляры колющего типа. У самых ранних представителей этой разновидной крестовина обыкновенно прямая, цилиндрического или квадратного сечения, с шариками или желудями на концах. Позднее формы стали сложнее: появляются изогнутые крестовины, нередко дополненные пластически прфилированными кольцами-отражателями.
Постепенно меч утрачивает свое ведущее значение, хотя как раз к этому времени нашли применение некоторые его новые формы. К ним относится, например, более короткий меч ландскнехта – рукопашник (катцбальгер).
Среди поясного оружия большее значение в Центральной Европе приобрела кривая сабля.
Однако ведущую роль в это время играло всё-таки колющее оружие, прежде всего шпага, которая обрела свою наиболее совершенную форму. Дальнейшая явственная тенденция состояла в возникновении и развитии гарды для лучшей защиты руки. Уже на рубеже XV – XVI веков на крестовине появились сначала простые, а потом комбинированные дуги. Затем эти дуги с несколькими отростками развились в нижнюю гарду. Последняя была подогнана к клинку, в верхней части которого за крестовиной помещалась более узкая плоская часть (рикассо). Верхняя часть гарды также образовалась из крестовины. При этом или один из концов её дугообразно изгибался кверху, или передняя дужка гарды образовывалась из замковых дуг, возникавших из крестовины и устремлённых к головке.
Классические формы гарды эпохи Ренессанса сложились в дальнейшем посредством прибавлением новых замковых дуг, которые соединили передние дужки с кольцами крестовины и нижней гардой. При этом внешняя сторона гарды, как правило, трактовалась ярче, чем внутренняя. Полная защищённость руки была достигнута в мечах или палашах северо-итальянского происхождения, так называемых скьявоне, которые вскоре распространились по всей Центральной Европы. Гарда скьявоне обыкновенно выковывалась из перекрещивающихся полос, которые часто профилировались и закрывали руку с обеих сторон.
Колокольчатая шпага, происходящая из Италии, снабжена расположенной ниже простой крестовины чаше- или колоколообразной гардой, в большинстве случаев ажурной. В этом случае защиту руки сверху обеспечивает лишь простая ловушка гарды. В парадных экземплярах оружейники усиливали художественный эффект посредством украшения отдельных частей гарды, крестовины и головки. Часто встречается пластический рельеф из растительных и зооморфных мотивов, а также фигурные медальоны. Иногда растительный орнамент из серебряной проволоки вчеканивался в железную основу или некоторые части золотились.