Лента: Новости холодного оружия
На оружии испанского происхождения часто встречаются гравированные или выполненные в рельефе морески или арабески. Особого эффекта достигали испанские оружейники ажурной разделкой верхней части клинка, которая выполнялась в виде узкой выточки.
На итальянских и среднеевропейских клинках появлялись гравированные или канфаренные и золоченные орнаментальные украшения, а в конце этого периода и фигурные.
Простые формы встречались, напротив, в войсковом оружии, где украшения полностью отсутствовали, и все было подчинено исключительно функции предмета. Сюда относятся простые венгерские и польские типы сабель с прямой крестовиной и рукоятью, которая завершалась простым железным наконечником.
На среднеевропейских саблях встречаются гарды, составленные из полос, приблежающиеся к скьявоне, а на оружии из пограничных с Австрией и Венгрией областей – гарды с листовидным полотном на внешней стороне, развившимся из крестовины и дугою переходящим к плоской, квадратной головке.
В эпоху Ренессанса существовало особенно много кинжалов. Их клинки имели по большей части ромбовидное сечение, но попадались также плоские и широкие. Короткая крестовина была обыкновенно изогнута в направлении клинка для отражения клинка противника. Крестовины и головки украшались сходным со шпагой образом. Два типа кинжалов отличались по своей форме от остальных. Это, прежде всего, дага (оружие для левой руки), у которой от прямой и довольно длинной крестовины отходит треугольная, загнутая дугой, часто ажурная гарда. У широкого итальянского кинжала, так называемого чинкведея (воловика) клинок профилирован несколькими плоскими гранями и обильно украшен гравированными и золочеными сценами. Типичная рукоять чинкведея напоминает по своей форме скрипку.
Ударное оружие в это время уже не играло никакой значительной роли. Правда, кое-где ещё встречались палицы и булавы, которые, однако, по большей части уже не выполняли никакой боевой функции, а стали скорее символами военачалия. Напротив, древковое оружие в этот период достигает своего высочайшего развития. Характерной чертой в развитии алебарды было, прежде всего, удлинение наконечника, который во второй половине XVII века достигает полуметровой длины.
У секиры изменилась простая до сих пор форма. К началу XVI века режущая часть приобрела наклонную направленность и позднее выгнулась в дугу. Полотно и крюк, часто со сквозным декором, профилировались с большим разнообразием. Многообразнее стала также форма бердышей, на языкообразном языке которых располагался отросток. Сходные изменения формы встречаются и в других видах древкового оружия, использовавшегося в качестве рубящего и колющего. От обычного войскового вооружения значительно отличалось оружие стражи великих и малых монархов. Это оружие щедро украшалось орнаментальными и фигурными мотивами, равно как инициалами и девизами правителей.
В ходе XVII века в истории холодного оружия завершилась эпоха, в которой всякая вещь была по существу индивидуальным изделием. Холодное войсковое оружие было типизировано и обрело формальное единство для каждого вида в отдельных странах. В большинстве своём оружие изготовлялось партиями, первоначально на мануфактурах,
позднее – на индустриальных предприятиях.
На итальянских и среднеевропейских клинках появлялись гравированные или канфаренные и золоченные орнаментальные украшения, а в конце этого периода и фигурные.
Простые формы встречались, напротив, в войсковом оружии, где украшения полностью отсутствовали, и все было подчинено исключительно функции предмета. Сюда относятся простые венгерские и польские типы сабель с прямой крестовиной и рукоятью, которая завершалась простым железным наконечником.
На среднеевропейских саблях встречаются гарды, составленные из полос, приблежающиеся к скьявоне, а на оружии из пограничных с Австрией и Венгрией областей – гарды с листовидным полотном на внешней стороне, развившимся из крестовины и дугою переходящим к плоской, квадратной головке.
В эпоху Ренессанса существовало особенно много кинжалов. Их клинки имели по большей части ромбовидное сечение, но попадались также плоские и широкие. Короткая крестовина была обыкновенно изогнута в направлении клинка для отражения клинка противника. Крестовины и головки украшались сходным со шпагой образом. Два типа кинжалов отличались по своей форме от остальных. Это, прежде всего, дага (оружие для левой руки), у которой от прямой и довольно длинной крестовины отходит треугольная, загнутая дугой, часто ажурная гарда. У широкого итальянского кинжала, так называемого чинкведея (воловика) клинок профилирован несколькими плоскими гранями и обильно украшен гравированными и золочеными сценами. Типичная рукоять чинкведея напоминает по своей форме скрипку.
Ударное оружие в это время уже не играло никакой значительной роли. Правда, кое-где ещё встречались палицы и булавы, которые, однако, по большей части уже не выполняли никакой боевой функции, а стали скорее символами военачалия. Напротив, древковое оружие в этот период достигает своего высочайшего развития. Характерной чертой в развитии алебарды было, прежде всего, удлинение наконечника, который во второй половине XVII века достигает полуметровой длины.
У секиры изменилась простая до сих пор форма. К началу XVI века режущая часть приобрела наклонную направленность и позднее выгнулась в дугу. Полотно и крюк, часто со сквозным декором, профилировались с большим разнообразием. Многообразнее стала также форма бердышей, на языкообразном языке которых располагался отросток. Сходные изменения формы встречаются и в других видах древкового оружия, использовавшегося в качестве рубящего и колющего. От обычного войскового вооружения значительно отличалось оружие стражи великих и малых монархов. Это оружие щедро украшалось орнаментальными и фигурными мотивами, равно как инициалами и девизами правителей.
В ходе XVII века в истории холодного оружия завершилась эпоха, в которой всякая вещь была по существу индивидуальным изделием. Холодное войсковое оружие было типизировано и обрело формальное единство для каждого вида в отдельных странах. В большинстве своём оружие изготовлялось партиями, первоначально на мануфактурах,
позднее – на индустриальных предприятиях.