Лента: Новости холодного оружия
Это мне понравилось, потому что так и должно быть по природе вещей, а из возраста сказок я давно вышел. Еще я нашел информацию, что полировать мечи, как это принято сегодня, начали в период Эдо, то есть в мирное время.
Оно и понятно - зачем 'напрягать' полировщиков, если завтра предстоит сражение с соседним феодалом, послезавтра зачистка своих пограничных селений, а в воскресенье - нападение на мятежный монастырь.
Тут не до красоты, выжить бы! Итак, японское оружие в массе своей было столь же утилитарно, посредственно по качеству и неброско, как и во всем мире.
Поговорим о японских кузнецах, чье творчество окутано завесой мистики и сложных обрядов, логику которых обнаружить подчас невозможно. Например, говорят, что ковали эти кузнецы один клинок по пять лет.
Поэтому такой клинок был исключительно высокого качества. Но на что жили и покупали рис их жены, чтобы прокормить ораву детишек (умирали они в средневековой Японии очень часто)?
Значит, их мечи были очень дорогие. Значит, самураи были очень богатые. Самураев было много (богатых самураев), всем им надо было по два меча, значит, кузнецов было очень много.
В общем, все богаты и всем хорошо. Только почему столько крови было пролито в гражданских войнах? Да потому что не было ничего перечисленного.
В японской истории кузнецы редко были самостоятельны и независимы, искали покровительства у влиятельных персон и работали на своих покровителей день и ночь. Ни один заказчик не стал бы ждать исполнения заказа пять лет и не содержал армию кузнецов, работавших столь медленно.
Да и работать над клинком пять лет невозможно - 'уморишь' сталь, выгорит из нее весь углерод, кочерга получится, и кто хоть капельку разбирается в материаловедении, согласится со мной.
Ковать надо столько, сколько нужно, лишь бы без ошибок. А мастер потому мастер, что ошибок не допускает. От кузнеца Масамунэ из Сагами (14 в.) сохранилось 59 клинков. Если бы он ковал по одну клинку в год, это уже много.
На самом деле клинок куется за одну-две недели, и нечего здесь мудрить. А если начались активные боевые действия и оружия требуется много, то клинки можно делать и по два в день, лишь бы молотобойцев было больше, да помощников всяких.
Правда, качество от всей этой спешки падает, что и имело место регулярно. Кстати, кузнец Цуда Сукэхиро за 25 лет работы сделал 1620 клинков!
Теперь - о рубке железных оград и каменных столбиков. Действительно, есть документальный фильм, где фехтовальщик перерубает мечем ствол пулемета, говорят что кузнец Котэцу мечем отколол кусок каменного столба, что кузнец перерубил мечем железную цепь на дверях храма.
Эти исключения лишь подтверждают правило, что это нетипичные явления. А типично было испытывать мечи рубкой рисовой соломы, вымоченной в воде и свернутой в рулоны, чего было достаточно, чтобы рядовому фехтовальщику сломать рядовой меч, а в случае выдающихся мечей - рубкой медных и железных пластин, шлемов и трупов.
Ствол же пулемета перерубили для поднятия воинского духа солдат, которые этот фильм смотрели, а мне очень хочется знать, что стало с лезвием того меча. А еще здесь уместно упомянуть следующее - хотя все самураи с детства владели оружием, тестовую рубку предпочитали перепоручать специалистам.
Это как боксер - на кулаках дерется, но кирпичи ломать - узкая специализация. Значит, не все мечи и не в руках любого, даже хорошего фехтовальщика, выдержат подобные испытания.
Кстати, твердость японских мечей 57-60 единиц по шкале Роквелла, то есть они лишь чуть мягче напильника (вот почему у них так много сколов закаленного лезвия), а булатные клинки из индо-мусульманского региона нередко тверже их на пять единиц и это не сопровождается потерей прочности.
Перейдем к декору японских мечей. Менее прочных оправ клинков я просто не знаю! Деревянные клееные ножны легко рассыхаются по стыку, лопаются и бьются.
Чем эффектнее лаковое украшение ножен, тем заметнее любые повреждения на них. Сами лаки подвержены скалыванию и осыпанию.
Но больше всего меня удивляет манера оплетения рукоятей шелковой тесьмой. Это вообще недолговечная вещь - многие экземпляры столь ветхи, что достаточно потянуть на себя, как эта труха рвется.
Рукояти мечей в Японии переплетались регулярно и по ним нельзя судить о возрасте изделия. То же было и с ножнами, которые делались неоднократно.
Так что с японскими мечами не получится поступить как, например, с итальянскими стилетами в Рыцарском зале Эрмитажа, - пришел и посмотрел, вот они, лежат под стеклом, рукояти, изящно обвиты серебряными косичками когда-то в Венеции или Милане. Так и лежат сегодня.
Кстати, не могу удержаться от критики японского доспеха - в его многочисленных щелях, зазорах и швах плодилось так много кровососущих насекомых! Еще Ода Нобунага в 16 веке предпочел надеть европейскую кирасу, а впоследствии европейский доспех японцы широко использовали.
Теперь поговорим о ниндзя. Уже наряд этого средневекового спецназовца вызывает кривую ухмылку. Раствориться в толпе этому горе-шпиону не удастся. А что делать с его прямым мечем с квадратной цуба?
Очевидно, самураи были слабы на голову, раз использовали изогнутые клинки, а не прямые, как ниндзя. Ведь ниндзя все делали лучше. А еще у ниндзя были свои военные базы в горах и свои кузнецы.
С трудом представляю, что воинственные феодалы терпели на своих территориях опасные объединения спецназовцев, не подчинявшихся им, а еще труднее представить, что вопреки всем препонам местных правителей ниндзя удавалось подвозить в необходимом количестве руду и древесный уголь для ковки.
Это не Шербурский лес и не Сибирь, в Японии земли мало и люди издревле жили кучно. Ни разу я не видел, даже на рисованных иллюстрациях в средневековых японских книгах о мечах, не говоря об экспозициях музеев или оружейных аукционов, хоть один типичный меч ниндзя. Лично для меня это приведение - все говорят, но никто не подтвердил, что это есть.
Сомнительная ценность статей о японских мечах в Рунете
Со времени публикации моей статьи 'Сомнительная исключительность японских мечей' прошло достаточно много времени.
В Рамблере, при запросе темы 'японский меч', эта статья все еще 'вылезает' в первых 15 адресах - значит она актуальна. Люди жаждут правды и свободы от оков предрассудков.
Поэтому я поразился своим находкам - от скуки 'побродил' в Рунете по страницам, где освещается тема японского меча (более 60) и столкнулся с таким объемом 'дремучести', что сел печатать данную статью.
Одно дело ошибки авторов, порожденные незнанием темы. Я считаю это простительным.
Но когда порют явную чушь, не согласующуюся просто-напросто со здравым смыслом, этого терпеть уже нет сил. Не в состоянии сдерживать иронию и горький смех, я набираю этот текст и думаю, как он будет воспринят хозяевами тех самых сайтов.
Кто-то обозлится, кто-то поблагодарит меня, самые умные промолчат, так как по законам пиара антиреклама - самая лучшая реклама. Но мне вся эта суета безразлична. Лишь не хакните мой сайт в отместку!
Итак...
Начнем с сайта с многообещающим названием www.professional.spb.ru. Здесь мы читаем 'японский меч изготовлялся всегда людьми, принадлежавшими к господствующему классу, и был в феодальное время выражением во всех отношениях привилегий этого класса. Ковали мечи обычно родственники самураев или придворных'.
Бедные родственники самураев - может, они хотели стихи писать, а им приходилось в копоти и с ожогами ковать мечи для своих дядей да свекров.
А сами они кто были? Самураи? Или простолюдины? Кто у самураев мог быть в родственниках? Уж точно не главный говночерпий города.
Ведь professional нам заявил, что это люди из дворянского сословия. Значит, японские дворяне сами себя обслуживали. В таком случае крестьяне лузгали семечки и со стороны обсуждали: 'Глянь, как этот самураюшка себя кувалдой по ноге звизданул!'.
Глупость это все, если подумать головой хоть капельку. А было вот как - оружейники входили в объединения мастеров 'бэ', вроде европейских гильдий мастеров.
Они могли иметь почет, достаток, звания, но обслуживали правящий класс, как это было во всем мире в средние века. А самураи ковали мечи, если имели к этому склонность, даже императоры этим увлекались, но, подчеркиваю, реальной практической причины в подобной практике никогда не было.
У тех же professional далее узнаем, что 'длинный меч предназначался для ведения боевых действий, короткий - для отрезания голов убитых и харакири'.
Оно и понятно - зачем 'напрягать' полировщиков, если завтра предстоит сражение с соседним феодалом, послезавтра зачистка своих пограничных селений, а в воскресенье - нападение на мятежный монастырь.
Тут не до красоты, выжить бы! Итак, японское оружие в массе своей было столь же утилитарно, посредственно по качеству и неброско, как и во всем мире.
Поговорим о японских кузнецах, чье творчество окутано завесой мистики и сложных обрядов, логику которых обнаружить подчас невозможно. Например, говорят, что ковали эти кузнецы один клинок по пять лет.
Поэтому такой клинок был исключительно высокого качества. Но на что жили и покупали рис их жены, чтобы прокормить ораву детишек (умирали они в средневековой Японии очень часто)?
Значит, их мечи были очень дорогие. Значит, самураи были очень богатые. Самураев было много (богатых самураев), всем им надо было по два меча, значит, кузнецов было очень много.
В общем, все богаты и всем хорошо. Только почему столько крови было пролито в гражданских войнах? Да потому что не было ничего перечисленного.
В японской истории кузнецы редко были самостоятельны и независимы, искали покровительства у влиятельных персон и работали на своих покровителей день и ночь. Ни один заказчик не стал бы ждать исполнения заказа пять лет и не содержал армию кузнецов, работавших столь медленно.
Да и работать над клинком пять лет невозможно - 'уморишь' сталь, выгорит из нее весь углерод, кочерга получится, и кто хоть капельку разбирается в материаловедении, согласится со мной.
Ковать надо столько, сколько нужно, лишь бы без ошибок. А мастер потому мастер, что ошибок не допускает. От кузнеца Масамунэ из Сагами (14 в.) сохранилось 59 клинков. Если бы он ковал по одну клинку в год, это уже много.
На самом деле клинок куется за одну-две недели, и нечего здесь мудрить. А если начались активные боевые действия и оружия требуется много, то клинки можно делать и по два в день, лишь бы молотобойцев было больше, да помощников всяких.
Правда, качество от всей этой спешки падает, что и имело место регулярно. Кстати, кузнец Цуда Сукэхиро за 25 лет работы сделал 1620 клинков!
Теперь - о рубке железных оград и каменных столбиков. Действительно, есть документальный фильм, где фехтовальщик перерубает мечем ствол пулемета, говорят что кузнец Котэцу мечем отколол кусок каменного столба, что кузнец перерубил мечем железную цепь на дверях храма.
Эти исключения лишь подтверждают правило, что это нетипичные явления. А типично было испытывать мечи рубкой рисовой соломы, вымоченной в воде и свернутой в рулоны, чего было достаточно, чтобы рядовому фехтовальщику сломать рядовой меч, а в случае выдающихся мечей - рубкой медных и железных пластин, шлемов и трупов.
Ствол же пулемета перерубили для поднятия воинского духа солдат, которые этот фильм смотрели, а мне очень хочется знать, что стало с лезвием того меча. А еще здесь уместно упомянуть следующее - хотя все самураи с детства владели оружием, тестовую рубку предпочитали перепоручать специалистам.
Это как боксер - на кулаках дерется, но кирпичи ломать - узкая специализация. Значит, не все мечи и не в руках любого, даже хорошего фехтовальщика, выдержат подобные испытания.
Кстати, твердость японских мечей 57-60 единиц по шкале Роквелла, то есть они лишь чуть мягче напильника (вот почему у них так много сколов закаленного лезвия), а булатные клинки из индо-мусульманского региона нередко тверже их на пять единиц и это не сопровождается потерей прочности.
Перейдем к декору японских мечей. Менее прочных оправ клинков я просто не знаю! Деревянные клееные ножны легко рассыхаются по стыку, лопаются и бьются.
Чем эффектнее лаковое украшение ножен, тем заметнее любые повреждения на них. Сами лаки подвержены скалыванию и осыпанию.
Но больше всего меня удивляет манера оплетения рукоятей шелковой тесьмой. Это вообще недолговечная вещь - многие экземпляры столь ветхи, что достаточно потянуть на себя, как эта труха рвется.
Рукояти мечей в Японии переплетались регулярно и по ним нельзя судить о возрасте изделия. То же было и с ножнами, которые делались неоднократно.
Так что с японскими мечами не получится поступить как, например, с итальянскими стилетами в Рыцарском зале Эрмитажа, - пришел и посмотрел, вот они, лежат под стеклом, рукояти, изящно обвиты серебряными косичками когда-то в Венеции или Милане. Так и лежат сегодня.
Кстати, не могу удержаться от критики японского доспеха - в его многочисленных щелях, зазорах и швах плодилось так много кровососущих насекомых! Еще Ода Нобунага в 16 веке предпочел надеть европейскую кирасу, а впоследствии европейский доспех японцы широко использовали.
Теперь поговорим о ниндзя. Уже наряд этого средневекового спецназовца вызывает кривую ухмылку. Раствориться в толпе этому горе-шпиону не удастся. А что делать с его прямым мечем с квадратной цуба?
Очевидно, самураи были слабы на голову, раз использовали изогнутые клинки, а не прямые, как ниндзя. Ведь ниндзя все делали лучше. А еще у ниндзя были свои военные базы в горах и свои кузнецы.
С трудом представляю, что воинственные феодалы терпели на своих территориях опасные объединения спецназовцев, не подчинявшихся им, а еще труднее представить, что вопреки всем препонам местных правителей ниндзя удавалось подвозить в необходимом количестве руду и древесный уголь для ковки.
Это не Шербурский лес и не Сибирь, в Японии земли мало и люди издревле жили кучно. Ни разу я не видел, даже на рисованных иллюстрациях в средневековых японских книгах о мечах, не говоря об экспозициях музеев или оружейных аукционов, хоть один типичный меч ниндзя. Лично для меня это приведение - все говорят, но никто не подтвердил, что это есть.
Сомнительная ценность статей о японских мечах в Рунете
Со времени публикации моей статьи 'Сомнительная исключительность японских мечей' прошло достаточно много времени.
В Рамблере, при запросе темы 'японский меч', эта статья все еще 'вылезает' в первых 15 адресах - значит она актуальна. Люди жаждут правды и свободы от оков предрассудков.
Поэтому я поразился своим находкам - от скуки 'побродил' в Рунете по страницам, где освещается тема японского меча (более 60) и столкнулся с таким объемом 'дремучести', что сел печатать данную статью.
Одно дело ошибки авторов, порожденные незнанием темы. Я считаю это простительным.
Но когда порют явную чушь, не согласующуюся просто-напросто со здравым смыслом, этого терпеть уже нет сил. Не в состоянии сдерживать иронию и горький смех, я набираю этот текст и думаю, как он будет воспринят хозяевами тех самых сайтов.
Кто-то обозлится, кто-то поблагодарит меня, самые умные промолчат, так как по законам пиара антиреклама - самая лучшая реклама. Но мне вся эта суета безразлична. Лишь не хакните мой сайт в отместку!
Итак...
Начнем с сайта с многообещающим названием www.professional.spb.ru. Здесь мы читаем 'японский меч изготовлялся всегда людьми, принадлежавшими к господствующему классу, и был в феодальное время выражением во всех отношениях привилегий этого класса. Ковали мечи обычно родственники самураев или придворных'.
Бедные родственники самураев - может, они хотели стихи писать, а им приходилось в копоти и с ожогами ковать мечи для своих дядей да свекров.
А сами они кто были? Самураи? Или простолюдины? Кто у самураев мог быть в родственниках? Уж точно не главный говночерпий города.
Ведь professional нам заявил, что это люди из дворянского сословия. Значит, японские дворяне сами себя обслуживали. В таком случае крестьяне лузгали семечки и со стороны обсуждали: 'Глянь, как этот самураюшка себя кувалдой по ноге звизданул!'.
Глупость это все, если подумать головой хоть капельку. А было вот как - оружейники входили в объединения мастеров 'бэ', вроде европейских гильдий мастеров.
Они могли иметь почет, достаток, звания, но обслуживали правящий класс, как это было во всем мире в средние века. А самураи ковали мечи, если имели к этому склонность, даже императоры этим увлекались, но, подчеркиваю, реальной практической причины в подобной практике никогда не было.
У тех же professional далее узнаем, что 'длинный меч предназначался для ведения боевых действий, короткий - для отрезания голов убитых и харакири'.